Иных путей практически нет, считают в Ассоциации рестораторов Ульяновской области. Этот бизнес «душат» арендные ставки в торговых центрах и других местах, владельцы которых не хотят идти навстречу партнерам.

Санкции, введенные против России, курсы валют, скачущие, как блохи, ценовой ажиотаж. Все это повлияло на ресторанный бизнес всей России и Ульяновска в частности. Приезжавший к нам в гости осенью президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров в разговоре с корреспондентом ulbusiness.ru признавался, что проблем прибавилось. Но бесконечно поднимать цены, компенсируя кризисные явления, рестораны не могут, отсекая и отсекая своих гостей. Бухаров говорил, что люди начинают отказываться от походов в кафе в пользу покупки продуктов в магазинах.

Через пару месяцев после визита в город на Волге глава Федерации объявил, что написан меморандум рестораторов России «О поддержке предприятий индустрии гостеприимства». К меморандуму присоединилась и Ассоциация рестораторов Ульяновской области (это 92 точки питания в Ульяновске, Дмитровграде и Цильне) чтобы распространить его действие на территории региона. Среди подписавших документ ульяновских рестораторов есть владельцы таких известных заведений, как «Гуд Ланч», «Томаттини», «Братик Томатик», «Бардак», «Шафран», «Вепрево колено», «Гопак», «Гонзо», «Прего», «Сушка», «Восток-Запад», «Кеды», «Шипр», «Окна», «Товарищ Сухов» и другие. Среди инициатив была и следующая — обратится к партнерам-арендодателям с целью сохранения лояльности к действующим игрокам бизнеса – участникам Ассоциации. Проще говоря, не повышать до небес арендные ставки. Кроме того, ульяновские рестораторы приняли решение не занимать помещения предприятий питания, освободившиеся в связи с увеличением размера арендной платы. Такая договоренность между рестораторами может повлиять на сдерживание роста и снижение арендных ставок, считали в Ассоциации.

В конце декабря 2014 года председатель Ассоциации Марина Никитина говорила, в частности, что предложения арендодателей о повышении ставок на 20 % создают невозможные условия для ресторанов. И если ныне джентльменское соглашение о незанятии площадей коллег бизнесмены стараются соблюдать, то владельцы торговых центров навстречу рестораторам почти не идут.

– Особенно трудно договорится с владельцами крупных торговых центров Ульяновска, — рассказывает Никитина. — Даже наши власти на них повлиять не могут, мол, рынок, сами разбирайтесь. А когда недавно мы в одном ТЦ мы показали наш документ о присодинении к меморандуму Федерации рестораторов и отельеров, закончилось все криками «Мы на вас в УФАС пожалуемся»! Однако не зря в Москве умные люди составляли меморандум, не придерешься. Хотят жаловаться, придется делать это в Москве, да еще судиться и разбираться с Федерацией рестораторов и отельеров. Причем это отнюдь не шантаж арендодателей, а как раз необходимость избавится от шантажа с их стороны.

– В некоторых ульяновских ТЦ в центре точка фуд-корта может быть обязана платить по 3-5 тысяч рублей за метр в месяц. Если площадь в сто квадратов, сами считайте. И если рентабельность точки процентов 20, а это хорошая рентабельность в нашем бизнесе, то зарабатывать она должна минимум миллион-полтора. В Ульяновске эта сумма нереальна. В торговых центрах точки зарабатывают сейчас от 700 тысяч до миллиона рублей при рентабельности в 10%.

По словам Никитиной, непростые переговоры приходится вести и с ТЦ в Заволжье. Многие «частники», владеющие другими ТЦ и площадями, в открытую заявляют о повышении ставок на 20-30 процентов. Марина Никитина удивляется и уровню аргументации партнеров в стиле «Почему повышаем? Потому что все кругом дорожает».

– Кризис кризисом, — говорит Никитина, — но, что, у этих товарищей есть в их зданиях какие-то импортные «детали», которые подорожали из-за курса валют? Площади у них давно выкуплены, это все наше, ульяновское. Поэтому их действия — чистой воды спекуляция и попытка нажиться. Мы в Ассоциации считаем, что некоторые арендодатели просто компенсируют потери или проблемы за счет рестораторов в каком-то своем другом бизнесе, не связанном с арендой. А если еще взять на 30-40 процентов рост цен на продукты, которые закупают рестораны и кафе Ульяновска…

Никитина считает, что местные рестораторы не могут следовать примеру арендодателей и поставщиков продуктов, повышая цены в меню на 50%. Иначе ульяновские посетители просто будут сидеть по домам, а не в рестораны ходить. А рестораторы думать о том, чтобы закрыть свое заведение.

– Более мелкие кафе закрывались еще с декабря 2014 года и, увы, будут закрываться, — говорит Никитина. — Наша задача сохранить бизнес. Или перенять европейский опыт, например, перейти на расчеты на проценты от выручки. Это когда стороны договариваются, что от 1% от оборота уходит арендодателю, и он в итоге может получить гораздо больше, чем просто повышая ставки по аренде. Такой опыт в Ульяновске уже есть.

По мнению главы Ассоциации, меморандум рестораторов России «О поддержке предприятий индустрии гостеприимства» должен смягчить шантаж со стороны арендодателей и призвать их диалогу с ресторанным бизнесом.

Андрей Белов