Мы начинаем цикл интервью, посвященных месту Ленинского мемориала в проекте национального культурно-туристского проекта «Музей СССР». Предлагаем вам познакомиться с экспертным мнением историка, журналиста, директора Центра социокультурных проектов РГГУ (Москва) Алексея Юдина. Какую роль в этом проекте, по его мнению, должен играть Ленинский мемориал? Ответы на этот и другие вопросы читайте в интервью.

– Здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, что, на Ваш взгляд, произойдет с Ленинским мемориалом, если появится Музей СССР?

– Нужно понимать, что мемориал – это ядро. Он должен остаться неприкосновенным, так как это во многом идентичность и уникальность этого города. Я не очень вижу создание какого-то музейного кластера музея СССР, мне кажется, музей СССР должен разместиться в самом мемориале. Остается понять, насколько, исходя из экспозиционных пространств и специфики коллекций Мемориала, возможно создание Музея СССР. Конечно, с добавлением нового контента в постоянную экспозицию и с параллельным проведением временных выставок и других событий.

– Как, по Вашему мнению, будет соотноситься то, что уже накоплено Мемориалом, с тем, чем он будет наполнен как музей СССР?

– У меня нет готового ответа на этот вопрос. Единственное, в чем я убежден, что это не только должно соотноситься, но и реально соотносится. Потому что Ленин – это не только символ советского периода, это его некая историческая функция. Все «сверялось» по Ленину. Другое дело, что разные периоды советского времени имеют своего Ленина и разные прочтения его наследия. Но фигура Ленина была везде, начиная с агитнадписей, вырванных из его трудов и растиражированных повсеместно на бытовом уровне. Это должно было работать и работало всегда, в позитиве или в негативе. А по большому счету, Ленина можно назвать русским «мировым брендом». Спутник, перестройка, матрешки-поварешки уже не так интересны, а бренд «Ленин» нисколько не девальвировался. Я считаю, что не стоит совершать величайшую глупость и лишаться этой части нашего прошлого. Советский Союз – это неотъемлемый и очень важный период истории России. Вычеркивать его или класть на изолированную полочку невозможно. Тем более, что сейчас уже прошел тот минимум времени, который необходим для того, чтобы люди стали относиться к советскому прошлому более спокойно, рассудительно и заинтересовано.

– Сам город Ульяновск – это не просто родина Ленина, его можно назвать и «памятником» Ленина. Как Вы считаете, как будет организовано соотношение наполнения Музея СССР в Ленинском мемориале с городским пространством? Как Вы это видите?

– Так или иначе, мы имеем некоторую заданность, ведь 1970 год фактически переписал городскую среду под Ленинский мемориал. До сих пор некоторые городские точки с ним соорганизованы. Например, если мы приезжаем в Ульяновск на поезде, первое, что мы видим, – Центральный вокзал. А он, оказывается, является частью Ленинского мемориала, как архитектурного градообразующего сооружения. Вот где начинается мемориал! Да, есть новые районы и кварталы, но все равно центральная часть города сохраняет именно такую структуру. Проявить и развивать городскую органику такой, какой она была задана в плане 1970 года, – вполне обоснованная и здравая мысль. Я занимаюсь городскими исследованиями, и для меня очень важно понять, как организован город под какой-то определенный объект – промышленный или культурный.

– Какой будет, по Вашему представлению, целевая аудитория Музея?

-Конечно, это те, кто ностальгирует, кто вспоминает, как тогда было хорошо жить, какую страну потеряли и т.д. Но есть и другие, например, поколения, выросшие уже в постсоветской России. И они должны иметь возможность по-своему пройти это «пространство». Но как «читать» Советский Союз сейчас? Как идеи, образы, персоналии и, может быть, какие-то более объемные сюжеты того времени «считываются» сегодня? Это задача определенного социокультурного исследования, контент-анализа, который можно провести в достаточно умеренные сроки. Это поможет распознать и понять целевую аудиторию музея, вернее его разные целевые аудитории.

– Насколько значимо создание такого Музея в Ульяновске?

– Мы должны учитывать соображения, потребности и запросы региона и исходить из конкретной ситуации, ведь инициатива создания Музея СССР исходит из Ульяновска. Но при этом важно понимать, что мы решаем, без ложной скромности, государственные задачи. В плане национальной безопасности сохранение культуры нации, ее наследия – это некий щит. Это, скорее, оборонительное, чем наступательное оружие, если уж мы переходим в этот разряд метафор. И в этом плане мы понимаем, что задачи Ульяновска – это задачи, стоящие перед всей Россией.