КИРИЛЛ ШЕБЧЕНКО
Мы продолжаем рассказывать о рубежах, достигнутых ульяновской экономикой за последние десять лет – срок, на протяжении которого Сергей Морозов возглавляет область. Сегодня речь пойдет об авиапроме. По расчетам специалистов, он может давать до 30 процентов валового регионального продукта. Пять лет назад эта цифра равнялась шести процентам, сегодня – 12-ти.
Если бы десять лет назад неожиданно, без подготовки был запущен в оборот слоган «Ульяновск – авиационная столица России», почти все восприняли бы его с недоумением. Однако уже семь лет спустя – в 2012 году авиационный кластер «Ульяновск Авиа» единогласно приняли в Европейское партнерство аэрокосмических кластеров (EACP). Он стал 40-м его членом и первым и единственным российским представителем.
Кстати, меморандум о намерениях был подписан месяцем ранее – в ходе Второго Международного авиатранспортного форума, который сегодня по праву занял место в ряду профильных мероприятий авиационной отрасли, и в 2016 году пройдет в четвертый раз. (Согласно договоренности с МАКС, авиасалон в Жуковском проходит по нечетным годам, МАТФ в Ульяновске – по четным.)
Кроме МАТФ, в Ульяновске традиционно проводятся конференции поставщиков Ил-76, а в текущем году пройдет Второй Всероссийский съезд авиапроизводителей.
Прорывным стал 2014 год для ведущего предприятия авиационной отрасли – «Авиастара-СП». Передан заказчику первый Ил-76МД-90А, совершил первый испытательный полет второй экземпляр этого типа воздушного судна, в различной степени готовности на заводе находятся еще десять самолетокомплектов, четыре из которых будут переданы в начавшемся году Минобороны РФ в рамках контракта на поставку 39 транспортников. (Контракт был заключен в присутствии президента Владимира Путина 4 октября 2012 года и, по сути, положил начало восстановлению самолетного производства в Ульяновске.)
Кроме того, масштабная работа была проведена и в рамках кооперации по производству гражданских самолетов МС-21. В 2014 году изготовлены и переданы в ЦАГИ кессон киля из композитных материалов, комплект конструктивно-подобных образцов хвостового оперения. Для первого летного образца МС-21 специалисты «Авиастара» изготовили и отправили на Иркутский авиационный завод панели отсеков фюзеляжа Ф1 и Ф2 для дальнейшей сборки. Установлен интерьер на 21 самолет SSJ-100. Успешно завершен трехлетний контракт на модернизацию шести самолетов Ан-124-100 «Руслан».
Все это позволило увеличить объемы производства на 47 процентов (к 2013 году), принять на работу 1700 человек. В наступившем году, учитывая растущие объемы работ, в частности необходимо будет сдать два самолета Ту-204-300 для Управления делами Президента РФ на завод принята еще тысяча рабочих.
По словам генерального директора предприятия Сергея Дементьева, в первой половине 2015 года планируется провести тендеры и заключить договоры на реконструкцию и техническое перевооружение заготовительного, гальванического, металлургического (в т.ч. центра компетенции), механокаркасного, механосборочного, агрегатно-сборочного производств, производства окончательной сборки, неметаллических конструкций и технологического оснащения, лабораторной и испытательной базы ОГМетр, ЦЗЛ, ЦВК, а также летно-испытательной станции.
«Спектр-Авиа» окрасил в 2014 году более полусотни воздушных судов, при этом впервые со времен СССР самолеты Минобороны РФ покрывались лакокрасочными материалами отечественного производства. В перспективе – появление ульяновского продукта на этом рынке.
Филиал ВИАМ выполнил работ на 150 миллионов рублей.
УКБП по итогам года покажет рост не менее 10 процентов, продукции отгружено на 4,1 миллиарда рублей (план на 2015-й год – 4,715 миллиарда).
«Утес» закончит год с аналогичными показателями, а за два года рост объемов производства на предприятии составит более 50 процентов.
Заканчивает монтаж оборудования и его техническую наладку «АэроКомпозит-Ульяновск».
В конце текущего года будет сдана первая очередь портовой особой экономической зоны, в марте должен заработать логистический терминал первого резидента «ААР Рус», в течение года – начаться работы по строительству ангара для ТОиР и завода «Промтех-Ульяновск» (производство бортовых кабельных сетей).
Аэропорту им. Н.М. Карамзина (Ульяновск-Центральный) распоряжением Правительства РФ присвоен статус международного, завершена реконструкция здания аэровокзала, на очереди – реконструкция взлетно-посадочной полосы (1,6 миллиарда выделено). В 2014 году обслужено 149 095 пассажиров, что на 3,7 процента больше, чем в прошлом году. Количество самолето-вылетов по итогам года увеличилось на 32,7 процента, до 2249 операций. Грузов и почты обработано 211 тонн (плюс 15,5 процента). В планах-2015 – рейсы в Германию, Китай и Прагу.
«Ульяновск-Восточный» увеличил пассажиропоток на 48 процентов, осуществляя рейсы (пока чартерные) в Симферополь, Турцию, Грецию, Египет. В следующем году могут открыться рейсы в Болгарию и в Таиланд.
Озвучены и целевые показатели работы авиационного кластера на 2015 год, подтверждающие, что предприятия авиапрома области не стоят на месте. Это рост производства на 61 процент (денежный эквивалент – 30 миллиардов рублей), увеличение выплаты налогов в областной бюджет на шесть процентов (500 миллионов) и создание двух тысяч новых рабочих мест.