В регионе подвели итоги исследования по методу «тайный инвестор».

Метод «тайный покупатель» не зря считается одним из самых эффективных видов маркетингового исследования, применяющихся для оценки процесса обслуживания клиентов. Главные его преимущества – секретность и неожиданность проверки. Эти же принципы использовали в своем исследовании представители рейтингового комитета по оценке эффективности предпринимаемых действий муниципальных образований и органов государственной власти в сфере формирования благоприятного делового климата. Результаты первого этапа проверки были рассмотрены на этой неделе в ходе аппаратного совещания.

Кому СТО?
По словам председателя правления Корпорации по развитию предпринимательства Руслана Гайнетдинова, опрос по методу «тайного инвестора» (или «контрольной закупки») проводился в течение ноября – декабря 2014 года. Аналогичным образом в мае прошлого года уже оценивалось, как работают с инвесторами специалисты районных центров развития предпринимательства и администраций муниципальных образований.

– Тогда респондентам от имени потенциального инвестора было предложено разместить на территории муниципального образования завод по производству клея, в этот раз – станцию технического обслуживания автомобилей. Объем инвестиций в проект – 8 млн рублей. При реализации проекта инвестор планировал создать не менее восьми рабочих мест. Для строительства СТО ему нужен был земельный участок площадью 700 квадратных метров, подведенная линия подачи электричества от 80 кВт. Исходя из этих модельных параметров и проводилась проверка качества переговоров с потенциальным инвестором, – комментирует Гайнетдинов.

Результаты исследования показали, что некоторые муниципальные образования извлекли урок из прошлой проверки. Так, из списка аутсайдеров по этому направлению исчезли Чердаклинский, Вешкаймский, Новоспасский, Павловский и Тереньгульский районы. Причем если большинство из них переместилось в группу «середнячков», то Вешкаймский район стал одним из лидеров. Кроме него лучшими среди муниципальных образований оказались Базарносызганский, Инзенский и Старомайнский районы. Худшие результаты в этот раз показали Кузоватовский, Карсунский и Ульяновский муниципальные образования. К наиболее слабым направлениям специалисты отнесли неинформативность сайтов, отсутствие телефонных кодов при указании телефонов, низкую компетентность сотрудников, находящихся на справочных телефонах администраций. Данные недоработки, по их мнению, приводят к ложной ориентации и неправильной переадресации инвесторов по различным структурным подразделениям органа власти.

«Сетевики» пошли навстречу бизнесу
Не секрет, что одной из острых проблем для субъектов малого и среднего бизнеса в последние годы был процесс присоединения к инженерным сетям. Естественно, сетевые компании также оказались в фокусе внимания рейтингового комитета. Ее представители осуществили «контрольную закупку» в таких организациях, как: УСК, МРСК, УльГЭС и ОБЛГАЗ. Как ни странно, все они показали высокие результаты. К минусам данной группы, по словам экспертов, можно отнести высокий уровень переадресации (до 4 телефонных номеров), однако при выходе на специалистов были получены полные развернутые консультации по всем интересующим вопросам.

По мнению уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Татьяны Скопцовой, серьезные сдвиги в этой сфере – результат кропотливой работы. Напомним, в 2013 году Татьяна Николаевна, будучи советником губернатора по вопросам предпринимательства, сама выступила в роли «тайного покупателя» в отношении сетевых компаний.

– Судя по тем оценкам, которые были выставлены в этот раз сетевым компаниям, конечно, ситуация изменилась к лучшему. Когда я занималась этими проблемами, вопросов к ним было много. Слабые места мы обсуждали на различных совещаниях и «круглых столах». Радует, что многие наши предложения были услышаны, – отмечает бизнес-омбудсмен. – Подобные проверки различных структур федерального и регионального уровня необходимо проводить и дальше. Когда компании получают обратную связь со стороны потребителей услуг и реагируют на нее, это благотворно влияет на улучшение предпринимательского климата.

В перечень исследуемых направлений рейтингового комитета также попали консультационные сервисы, предоставляемые территориальными управлениями федеральной власти и исполнительными органами власти Ульяновской области. Среди территориальных управлений федеральных структур, по которым проводилось исследование: ИФНС, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Росреестр, МЧС и УГАДН. Лучшие результаты оказались у ИФНС и МЧС, худший результат показал Росреестр. Как отмечают «тайные покупатели» Росреестра, после ряда попыток в течение двух дней и нескольких переадресаций из отдела в отдел им так и не удалось получить полную консультацию по вопросу алгоритма корректировки кадастровой стоимости земельного участка.

Опросы – каждый год
Что касается, исполнительных органов власти региона, особое внимание при проведении проверки было уделено вопросам выдачи лицензий на осуществление образовательной и медицинской деятельности. Согласно полученным результатам, сотрудники, отвечающие в соответствующих министерствах за консультирование предпринимателей по данным вопросам, имеют высокую степень компетентности и «клиентоориентированности», однако отмечается недостаточная информативность интернет-ресурсов.

– Данное исследование стало для нас своеобразной лакмусовой бумажкой. Оно показало нам слабые места, на которые следует обратить внимание и усилить работу в данных направлениях, – считает Руслан Гайнетдинов.

Высоко оценил работу рейтингового комитета и председатель Счетной палаты Ульяновской области Игорь Егоров, предложивший проводить такие опросы ежегодно.

– Смысл заключается в том, чтобы собрать реальную первичную информацию. Я думаю, при правильной методике и профессионально подготовленных интервьюеров, это исследование очень полезно и может быть объективным. Не вижу никаких препятствий проводить его каждый год, – подчеркивает Егоров, – причем во всех без исключения муниципальных образованиях и городах. Думаю, все возможности для этого есть.

В заключение стоит отметить, что на окончательные оценки рейтингового комитета повлияли не только данные, полученные «тайными инвесторами», но и информация, собранная путем выборочного анкетирования предпринимателей – потребителей услуг.

– К сожалению, наши предприниматели не всегда участвуют в подобных опросах, – говорит Татьяна Скопцова. – Хотелось бы призвать их активнее участвовать в таких исследованиях, делиться своим опытом, рассказывать о проблемах, с которыми они сталкиваются. Ведь все это делается для их же пользы.

Василиса Краснова