Руководитель регионального Управления Федеральной антимонопольной службы Геннадий Спирчагов на пресс-конференции по итогам 2014 года рассказал о достижениях, перспективах ведомства, а заодно и о проблемах в работе антимонопольщиков.

70 жалоб в год для каждого сотрудника
Итоги года для антимонопольной службы Ульяновской области, можно сказать, традиционны: отмечен рост количества жалоб практически по всем направлениям. Если вал обращений по проблемам смс-спама характерен для последних лет, то рост жалоб на нарушения законодательства о защите конкуренции заставил насторожиться.

– Это самое непонятное – в 2,2 раза больше пришло заявлений по признакам нарушения законодательства о защите конкуренции, говорит Геннадий Спирчагов. – Если в 2013 году их было 227, то в 2014м – уже 509. Большинство из них подтвердились. Этот факт нас настораживает.

Причем по-прежнему нарушают муниципальные и региональные органы власти.

Всего ФАС в 2014 году получила 1350 жалоб – по три-четыре, а то и по восемь обращений в день.

Причем при условии, что штат службы не увеличивается, сотрудникам приходится работать интенсивнее. По сути, на каждого специалиста управления за год приходится по 70 жалоб. А с 1 января Федеральной антимонопольной службе добавили еще и полномочия расформированного минувшей осенью Рособоронзаказа.

Пути решения, по мнению Геннадия Спирчагова, имеются: либо штат увеличить, либо функций поубавить. Иначе эффективность управления может снизиться. Сейчас ФАС действительно может остановить монополистов. Так, в 2014 году закончилась история с ВоТГК, которая выплатила восемь из наложенных 24 миллионов рублей за допущенные нарушения – в 2012 году теплогенерирующая компания самовольно назначала цену на горячую воду 13 управляющим компаниям, ТСЖ и ЖСК. Как показала проверка, цена была необоснованно завышена. Причем даже во время судебных слушаний компания продолжала выставлять эти тарифы. В итоге пришлось оплатить три штрафа по восемь миллионов рублей. В 2014 году были выиграны суды всех инстанций с МУП «УльГЭС», которое теперь должно заплатить шесть миллионов рублей.

Особый разговор – признание незаконными действий федерального монополиста на рынке электроэнергии, «ФСК ЕЭС», который отказывал в подаче напряжения на энергопринимающие устройства частной компании. Причем дело было возбуждено по заявлению «Ульяновскэнерго» (еще одного монополиста).

В поле зрения цены на продукты
Отдельная тема, которую затронул Спирчагов на пресс-конференции, – судебная практика.

– Суды не критикуют. Но то, что иногда происходит – это интересно, – заявил Геннадий Степанович. – Вот недавно вышло постановление Верховного суда о том, что антимонопольные органы не могут вести административное производство в отношении должностных лиц муниципальных и региональных заказчиков, потому что есть соответствующие уполномоченные органы на уровне субъектов РФ. Действительно, есть контрольный орган при Минфине, который может рассматривать жалобы на региональных заказчиков, аналогичная структура создана в каждом муниципалитете.

Но это абсурд. По действующему закону ФАС уполномочена рассматривать жалобы и административные дела на всех заказчиков. И это логично, потому что участники закупок не будут направлять жалобы в районные администрации и их контрольный орган. Как показывает практика, жалобы пишут и рассматривают в территориальных управлениях ФАС России.

В истории с повышением цен на продукты тоже есть большая проблема: антимонопольной службе, фактически, при всем желании очень сложно доказать сговор, если он есть. Так уж написано наше законодательство.

– За рубежом антимонопольные органы – правоохранительные, – говорит Спирчагов. – И в правительстве РФ в 2004 году задумывались об этом. Мы выступали против нужно было разобраться с новыми функциями, да и переживали, что правоохранители отдадут нам не совсем профессиональных людей.

Так вот, на Западе сговоры доказываются с помощью оперативно-розыскных мероприятий. А в нашей стране достаточно правоохранительных структур.

– То есть существующий сговор в России доказать невозможно? спрашиваем у руководителя ульяновского УФАС.

– Тяжело. Были случаи. Год назад Центральный аппарат ФАС России доказал сговор по ценам на минтай, красную рыбу и соду. Но сделали это в ходе совместных проверок с ФСБ и МВД. Кроме того, в 2010 году специалистам ульяновского УФАС России удалось доказать сговор на рынке муки и наложить штрафные санкции на нарушителей до восьми миллионов рублей, поэтому опыт в подобных делах у нас есть.

Сейчас региональное УФАС рассматривает несколько жалоб по продуктам питания. В частности, Спирчагов отметил, что не совсем понятно, почему подскочила цена на сахар.

– В стране сегодня – всего один инструмент борьбы с повышением стоимости – замораживание цен, говорит руководитель регионального Управления ФАС. – Функция такая есть только у правительства России: на 90 дней на любой продукт питания в любом регионе можно заморозить цены постановлением, если цена повысилась на 30 процентов и выше в течение месяца. Но отмечу, что в целом по стране ФАС уже возбудила свыше 100 дел на продуктовых рынках по нарушениям антимонопольного законодательства.

Сергей Гурьянов