24 января, в канун дня памяти святой мученицы Татианы, Митрополит Феофан совершил Всенощное бдение в Воскресенско-Германовском соборе.

24 января, вечером, в канун дня памяти святой мученицы Татианы, Митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан совершил всенощное бдение в Воскресенско-Германовском кафедральном соборе Симбирска.

По звершении богослужения Глава Симбирской Митрополии поздравил всех Татьян с праздником и обратился к прихожанам с архипастырским словом.

«Поздравляю всех вас с воскресным днем, а всех Татьян с праздником!

Но хочу задать вам вопрос: что должно тревожить нас сегодня? Чем мы все больны? Главная проблема сейчас – подмена ценностей. За последние два десятилетия нашему обществу привили страшный вирус, и эта болезнь – постоянное стремление к потребительству.

У меня много знакомых, в том числе и среди высокопоставленных лиц. Беседуя с ними, спрашиваешь: как дела, как дети? И часто слышишь: «Да не очень. У детей проблемы». Начинаем выяснять причины, и оказывается, что сами родители, не осознавая, поощряют в детях неразумный подход к желаниям. У таких родителей часто не хватает времени на семью и воспитание детей: бизнес, работа, важные дела. И они, в лучшем случае, начинают попросту откупаются от детей.

20 лет назад такие мамы и папы покупали своим детям модные джинсы. Сейчас это компьютер, дорогой телефон, а дальше – больше: машина, и не Жигули, а иномарка. Они не понимают, что таким образом развращают собственное дитя, способствуют нравственному опустошению. Дело в том, что все эти машины и компьютеры зачастую приобретаются не для умственного, интеллектуального развития, а для поощрения гордыни и тщеславия, как средство для порочных наслаждений. Встречаешь потом таких родителей: как сын, доченька? Наркоманы…

В чем проблема современного общества? И особенно молодого поколения, так называемого пост советского? Я много раз об этом говорил – потеря ценностных ориентиров, подмена целей в жизни. А вспомогательные средства, предназначенные удобства жизни, у нас превратились в идолов и в самоцель.

И удивительное дело, в этом стремлении к сверхпотреблению мир сошел с ума. Что, все войны сейчас – за демократию? Лукавая ложь. За передел ресурсов планеты, будь то нефть лес, и так далее. Это на уровне государств и олигархического сообщества. Но тоже случилось и с нами.

Сначала в советский период – очереди за колбасой и прочими деликатесами, потом развал, гнилая гуманитарная помощь, глумление над национальным достоинством, а затем тучные годы с нефтью. Не работая, народ привык жить сытно. При этом мы не умеем расставлять приоритеты и определять цель нашей жизни.

Как часто, за этой чечевичной похлебкой, как сказано в Ветхом завете, мы теряем свое первородство. Не идет речь о том, чтобы пойти жить в хижине, одеться в рубище и собирать крохи. Не об этом речь!

Быть надо разумным человеком. Те, у кого большие дома, вспомните, часто ли вы посещаете все комнаты, которые есть в вашем доме? Вряд ли. Приходишь домой уставший – до кухни, до койки, в крайнем случае – до телевизора доползешь.

Реальные потребности не столь велики. Сколько людей через стремление к сверхпотреблению методично уничтожает себя? Идет истощение ресурсов, вплоть до того, что уже сейчас в некоторых странах есть нехватка питьевой воды. Мы не говорим уже о нефти, о газе – они не бесконечны. Новые технологии – это спасение или гибель человечества? Это вопрос. Но благодаря этим технологиям мы сейчас находимся под Дамокловым мечем. Где гарантии, что кто-нибудь, сидящий высоко и далеко, не даст команду ядерной атаки. Вот вам и высокие технологии.

Нельзя забывая о Боге жить нормально. Мы приближаемся к великому посту и очень важно сейчас задуматься – что мы делаем, куда мы стремимся, где наши приоритеты и в чем смысл нашей жизни. Если только ешь-пей, веселись, то это – безумие. В Евангелии уже было сказано: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя». А все эти мерседесы, яхты, коттеджи, машины – в гробу карманов нет. И в рай – не попадут, и в аду не нужны.

Мы всё причитаем: кризис-кризис… Да ничего страшного! Будем трудиться – и жить будем нормально. Я удивляюсь: мы лук из Египта везли! У них один песок, а мы у них лук покупаем. У нас палку воткни – вырастет. Не банан, но тыква, картошка, тот же лук. Не пропадём. И не надо нас пугать. Надо понять – девальвация в экономике, конечно, плохо. Но девальвация души – самое страшное. Девальвация нравственных ценностей – это гибель. А сейчас все направлено на то, чтобы девальвировать наши нравственные ценности. Об этом будем помнить . Аминь».

1

2

3

4