Иван СОНИН
Сами того не замечая, мы частенько попадаемся на хитрые уловки маркетологов и «правила» магазинов и в итоге оставляем в супермаркетах намного больше денег. Причем некоторые же из этих приемов нередко прямо противоречат закону.
РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
Самыми распространенными маркетинговыми уловками можно назвать те, которые касаются особенностей раскладки продуктов, размещения корзинок и тележек в магазине. Начнем с того, что нередко в гипермаркетах ближе к входу стоят большие тележки, которые как бы подсказывают покупателю, что их нужно забить чем угодно. При этом чуть в стороне стоят корзинки, которые всем подряд забивать уже не хочется – их же в руках тащить нужно!
Итак, вы взяли корзину и идете, допустим, за хлебом. А он находится в конце торгового зала. Вот вам и маркетинговая уловка № 2. Пока вы доберетесь до мучных изделий, вас «встретят» алкоголь, сладости, фрукты, газировка… В общем, все, что так и манит, но, в отличие от хлеба, не нужно нам каждый день или хотя бы в данный момент.
При выборе продуктов вас будет ждать еще пара уловок. Одна из них – «золотые полки». Суть их в том, что на уровне глаз лежат далеко не самые дешевые товары, которые по качеству могут не отличаться от тех, что лежат на полках ниже. Просто, если покупатель настолько ленив, что ему голову лень опустить, то он купит колбасу или сок, которые сами на него «смотрят». Хотя чуть выше или чуть ниже будут лежать более доступные по цене товары.
БЛЕСТЯЩАЯ ИДЕЯ
В общем-то с хлебом примерно так же. Перед глазами покупателя, скорее всего, будут лежать целые буханки в яркой упаковке. Вы, может, и не съедите булку целиком, но вы ее уже купили.
Яркую обертку тоже можно назвать одной из уловок, так как человек в этом случае сродни сороке – с наибольшей долей вероятности возьмет то, что ярче блестит. Сюда же можно отнести и очевидное, выдаваемое за невероятное. Самый яркий пример – подсолнечное масло без холестерина. Даже в самом нерафинированном масле нет холестерина, но на этикетках это преподносится как сенсация.
Похожи на «золотые полки» и раскладки перед кассой. Идущего с работы покупателя, успевшего проголодаться, так и тянет к шоколадным батончикам, ирискам и прочим сладостям, которыми можно перекусить. Что уж говорить о детях, которые стоят в очереди перед кассой вместе с родителями!
Итак, если вы взяли корзинку, прошли за хлебом, проигнорировав манящие бутылки с газировкой и прочие изыски, и отошли от кассы, не прикупив шоколадок, поздравляем, вы сэкономите рублей 50-100. Это как минимум.
СТОП, КАМЕРА
В последнее время в магазинах часто можно встретить объявления, что фото- и видеосъемка в них запрещена. Казалось бы, нормальное требование. Но на самом деле это «правило» можно расценить как нарушение закона, потому что в соответствии с российским законодательством запрет на съемку распространяется лишь на некоторые объекты. Например, нельзя снимать внутри СИЗО. Стало быть, если вы решили запомнить цену в магазине с помощью камеры телефона, все претензии, направленные в вашу сторону, тоже необоснованны.
Такого рода запреты, конечно, в первую очередь направлены на конкурентов, которые могут прийти в магазин и, сфотографировав ценники, будут их анализировать. Однако, как пояснил председатель правления Ульяновской общественной организации защиты прав потребителей «Успех» Дмитрий Щеглов, если представитель конкурентов пришел в магазин как простой покупатель и фотографирует ценник, то он также имеет на это полное право.
«СУМОЧКУ ПОКАЖИТЕ»
Порядок, устанавливающий запрет на фото в магазинах, неправомерен, как и обыски «подозреваемых» покупателей. Наверное, ко многим подходили охранники со словами «сумочку покажите», обосновывая это тем, что она якобы не упакована в целлофановый пакет. Так вот, имеете право не показывать, так как это ваше имущество. Досматривать граждан могут только сотрудники полиции!
При этом и запаковывать сумку или рюкзак покупатели тоже не обязаны. Это требование также можно отнести к маркетинговой уловке. Ведь если вы запаковали рюкзак, то нести его стало неудобно, значит, нужна коляска. Ну а размеры коляски не дают покоя – хочется наложить в нее всего побольше. Круг замкнулся.