Распоряжение президента России разобраться с ситуацией с пригородными железнодорожными перевозками не станет для Ульяновской области сигналом к началу платежей по расценкам Башкортостанской пригородной пассажирской компании. Как считают чиновники областного правительства, ее тарифы завышены. Вопрос, будут ли по Ульяновской области курсировать электрички, остается открытым.

Напомним, Владимир Путин поручил Министерству транспорта восстановить в регионах пригородные пассажирские перевозки. Его не устроил доклад Минтранса о состоянии этой отрасли в 2015 году – в ближайшие месяцы в более чем 20 регионах России могут быть полностью отменены пригородные поезда. В том числе в Ульяновской области. Причина в том, что субъекты федерации отказываются платить дочерним компаниям ОАО «РЖД» компенсации за организацию перевозок по существующим тарифам, считая их необоснованно завышенными.

Пригородные поезда уже перестали ходить в Псковской, Вологодской, Тверской, Нижегородской и Тамбовской областях. В Ульяновской области ожидалось, что последние электрички перестанут ходить с весны.

Через пару дней после совещания, где президент поручил восстановить железнодорожное сообщение, в регионе открылся дополнительный маршрут: «Ульяновск – Димитровград», который курсирует по вторникам, четвергам и субботам (отправление из Ульяновска – в 8.25, из Димитровграда – в 16.01). Однако больше никаких подвижек не было.

Наоборот, власти Ульяновской области не торопятся искать деньги на компенсацию железнодорожных перевозок, ожидая решения от РЖД: если руководство этой компании изменит условия сотрудничества пригородных компаний с региональными властями, то развитие железнодорожного общественного транспорта в области возможно. Если же решение проблемы со стороны Министерства транспорта сведется к тому, что регионам порекомендуют все-таки заключить соглашения на существующих условиях, то, заверяют в областном правительстве, ничего не изменится. Башкортостанская пригородная компания, по информации правительства области, требует несколько сотен миллионов рублей, причем ежегодно увеличивая тарифы, а Ульяновская область такие деньги дать не готова.

В понедельник замминистра строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Андрей Тюрин уехал в Самару на совещание, посвященное как раз этой проблеме. От Ульяновской области он повез туда пакет предложений, замечаний и аналитической информации, доказывающей абсурдность существующих тарифов. Власти региона недовольны не только высокими тарифами, но и их непрозрачностью. Башкортостанская пригородная компания, в свою очередь, пеняет властям на то, что и так вынуждена выставлять небольшие тарифы, которые не в полном объеме компенсируют расходы на перевозки. После возвращения Тюрина в региональном правительстве будет проведено собственное совещание, на котором примут решение относительно дальнейшей судьбы железнодорожных пассажирских перевозок.

В случае, если договориться с ОАО «РЖД» и его дочерней компанией не удастся, Ульяновская область намерена продолжать двигаться по пути развития сети автобусных перевозок. Это не совсем удобно для многих населенных пунктов. Например, чтобы попасть из поселка Глотовка Инзенского района в Инзу, на автобусе нужно ехать около часа – либо через Карсунский район, либо через Базарносызганский район. В то же время доехать по железной дороге можно значительно быстрее. И это не единичный пример. Кроме того, автодорога до многих сел, находящихся на железной дороге, находится в ужасном состоянии, и проехать по ней – проблема.

Отмена пригородных маршрутов повлекла за собой поголовное закрытие железнодорожных станций и вокзалов в районных центрах: кассы убрали за ненадобностью, а вместе с ними закрыли и залы ожидания. В итоге на проходящие поезда дальнего следования купить билеты жители могут только на почте, а ждать своих рейсов – только на улице, в любую погоду.

Сергей Гурьянов