Совершенно не претендуя на какой-то фундаментальный и исчерпывающий анализ, приведу один простейший пример.

В воскресенье пошел купить продукты, и в их числе – кефир. Я беру ульяновский, жирностью 0,1.

В киоске рядом с домом он к моменту этого моего выхода за покупками, как правило, уже заканчивается, и я не стал туда даже заглядывать, а прямиком направился в супермаркет «Гулливер», что на улице Минаева, 7. Положив в корзину того-сего, подошел к витрине с молочными изделиями, нашел нужное и посмотрел на ценник – 23 рубля. В киоске он стоит 21 рубль. Разница хоть и невелика, но гулливеровский показался мне дороговатым, и я пошел вверх по Минаева.

Дошел до «Пятерочки» (улица Минаева, 15) и увидел этот же кефир за 19,5 рубля. Купил. Через день проходил мимо «Магнита» (первый этаж гостиницы «Волга»), решил зайти и проверить подконтрольный продукт здесь он стоил 18,5 рубля, и я его тоже купил.

Итак, на небольшом городском пятачке кефир жирностью 0,1 имел на текущей неделе четыре цены: 18,5 – в «Магните», 19,5 – в «Пятерочке», 21 – в киоске и 23 – в «Гулливере». Я понимаю, что торговля вправе делать такую наценку, какую сочтет нужной, но все же.

Можно объяснить относительную дороговизну этого продукта в киоске – объем реализации у него небольшой и потому каждый пакет кефира имеет, видимо, значение для выживания торговой точки. Этой же логикой объясняется цена на кефир в «Магните» и «Пятерочке». За счет проходящих через их торговые сети объемов они имеют возможность держать более низкую цену, то есть берут количеством. «Гулливер» из логики выбивается.

По количеству магазинов в Ульяновске он сравним, наверное, с «Магнитом». На территории города его магазины имеют с «Магнитом» и сравнимые издержки, такие, как стоимость содержания торговых площадей, расходы на «коммуналку», на логистику движения продукции (кефир-то, напомню, один и тот же и производится в Ульяновске) и проч.

Так в чем же дело? Почему экономические законы в этом случае явно не срабатывают?

Для более детального разбора можно было бы сделать запрос на молочный завод и выяснить, какова отпускная цена кефира жирностью 0,1, но наша цель не в деталях, а в принципе.

Допустим, молзавод отпускает кефир по 14 рублей за пакет. В «Магните» (при розничной цене в 18,5) наценка составляет 32 процента. В «Пятерочке» (19,5) – 39 процентов. В киоске (21) 50 процентов. А в «Гулливере» (23) – 64 процента. Ничем другим, кроме как аппетитами руководства этой торговой сети, такую дороговизну, увы, не объяснить. И я не осуждаю, я лишь констатирую. Да, имеют право, не нравится – можешь идти (как я) в «Пятерочку» или «Магнит», никто в «Гулливере» покупать этот кефир не принуждает, магазинов, слава Богу, много. Все так, но осадок тем не менее остается, ведь в «Гулливере» исполнительным директором работает депутат Законодательного Собрания области Елена Сорокина. Хозяин сети Игорь Любченков – тоже депутат, но Городской Думы, словом, оба – народные избранники и оба – от «Единой России», московское руководство которой призывает разобраться с ценами, выявить, пресечь, ну и далее по алфавиту. Впрочем, на примере этого кефира я хотел, собственно, показать только то, что у нас ценообразование на продукты и экономическая закономерность между собой зачастую никак не пересекаются. Вообще.

Артур Таниев