В Ульяновске открылась выставка «И в пир, и мир, и в добрые люди», посвященная истории изготовления разных тканей и одежды на территории Симбирской губернии конца XIX – первой половины XX века.
Ткачество, если верить ученым, появилось еще в каменном веке. Первоначально ткацкий станок был вертикальным (сейчас такой используется в основном для ковроткачества). Позднее был изобретен горизонтальный станок. В России до XIX-XX веков ткачество являлось одним из самых важных домашних занятий, а опытные мастерицы превращали его в истинное искусство.
Крестьянки два столетия назад в основном были безграмотными, не могли порой даже имя свое написать, но при этом умелицы с математикой явно ладили. Ведь для того, чтобы выткать даже самый простой узор, его надо сначала придумать, рассчитать и постоянно держать в уме. Мало того, нужно было помнить число поворотов деревянных дощечек, сквозь отверстия в которых проходят нити.
В Симбирской губернии особенно славились ткачихи из села Промзино (ныне — Сурское). Одна из них даже дала имя ткани — «промзинка». Эта ткань использовалась для шитья рукавов сарафанов и рубашек.
Об этом и многом другом вы можете узнать на выставке. Например, о тканях, распространенных в бытность наших прабабушек. Так, пестрядь делали из остатков пряжи различного рода (шерсть, лен, хлопок) и цвета, нередко в полоску. Название получилось от слова «пестрый». Понятие «затрапеза» восходит к фамилии купцов Затрапезных, держателей полотняной мануфактуры в начале XVIII столетия в Ярославле. Мануфактура вырабатывала сукно, идущее на скатерти, салфетки, а еще дешевую грубоватую ткань, пользующуюся у бедного простого люда большим спросом. Ее-то и прозвали «затрапезом», «затрапезой», «затрапезником».
«Китайка» – еще одна старинная ткань. Первоначально шелковая, затем хлопчатобумажная синего цвета, производившаяся в Китае и массово ввозившаяся в Россию в XVIII — начале XIX века. Затем китайский импорт был полностью вытеснен российским производством, но название ткани осталось.
− Ткачеством наши предки занимались от Покрова Богородицы до Великого поста — с 14 октября до 23 февраля, − говорит научный сотрудник музея «Столярная мастерская» Юлия Кириллова. − Готовые нитки покупали на ярмарках. Нельзя было ткать в субботу и утром воскресенья. Молодым девушкам нужно было многому научиться прежде, чем они могли заняться ремеслом. Девочек обучали с 5-7 лет. Начинали с плетения поясков. По поверьям, в поясе — как в великом круге — содержится сила, способная противостоять нечисти и болезни, поэтому пояс был неотъемлемой частью наряда. В какой-то степени было неприличным выходить из дома без пояса, отсюда появилось значение слова «распоясаться» − стать распущенным, утратить всякую сдержанность.
Напоследок мастерица Анна Теллина показала нам, как плести пояски на настоящем станке.
− Ткачеством я занимаюсь несколько лет, − рассказывает умелица. − Мне интересно изучать культуру своей страны, возрождать забытые традиции и передавать их, как и раньше, из поколения в поколение.