Несмотря на усилия различных исследователей, поисковых отрядов и простых энтузиастов, многие эпизоды Великой Отечественной войны до сих пор остаются своеобразными белыми пятнами. Особенно это касается судеб конкретных солдат, которые вот уже более семи десятилетий считаются пропавшими без вести.

В данной заметке мы расскажем о нескольких небольших открытиях, которые состоялись благодаря помощи нашего коллеги – журналиста из Йошкар-Олы Александра Илисавского. Речь пойдет об ульяновцах – наших земляках, о конкретных обстоятельствах гибели которых до этого момента практически ничего не было известно.
Александр занимается исследованием событий, связанных с так называемым «Уманским котлом» – одной из самых трагических страниц истории нашей страны. Напомним: в конце июля – начале августа 1941 года немецко-фашистские войска окружили несколько армий Юго-Западного и отдельные части Южного фронта Красной армии. Более 18 тысяч наших солдат погибли и 65 тысяч человек попали в плен.

Захваченные во время этого сражения советские военнопленные попали в организованный рядом с украинским городом Умань концлагерь Stalag-349. Условия в лагере были ужасающие: Stalag-349 представлял собой глиняный карьер шириной около 300 метров и длиной около километра, с отвесными стенами высотой до 15 метров. В концлагере, рассчитанном на семь тысяч человек, содержалось более семидесяти тысяч военнопленных. Ежедневно от голода и нечеловеческих условий умирало 60-70 человек. При этом пленных продолжали убивать в течение всего дня. Точное количество погибших неизвестно до сих пор; списки с их именами долгое время после окончания войны оставались под грифом «секретно».
После рассекречивания документов началась кропотливая работа над перечнем погибших. «К сожалению, некоторые из фамилий, возможно, еще при записи, возможно – при неоднократном переводе с одного языка на другой, были так «искалечены», что разобрать подлинную форму уже не представляется возможным. В то же время определенная работа проделана», – пишет Илисавский.
Журналист из Йошкар-Олы прислал в нашу редакцию список со сведениями о десяти бывших узниках Stalag-349, которые были призваны в ряды Советской армии из Ульяновской области. В свою очередь мы сверили присланные сведения (документы можно посмотреть на сайте: http://www.obd-memorial.ru) с теми данными, которые были опубликованы в многотомнике «Книга Памяти Ульяновской области».
В результате были получены впечатляющие результаты: семь из упомянутых солдат, погибших в глиняном карьере Stalag-349, до сих пор числятся в «пропавших без вести» – по сведениям местной Книги Памяти. Еще о троих – в многотомнике вообще нет никаких упоминаний.
Вот их имена:
1. Фокин Петр Федорович, 1923 г.р., родился в с. Ясачный Сызган Базарно-Сызганского района. По сведениям местной Книги Памяти, он пропал без вести в ноябре 1941 года. Согласно спискам погибших узников концлагеря, Петр Федорович умер 14 октября 1942 года, фашисты присвоили ему номер №1936, похоронен в братской могиле №51.

2. Мухтулин Алексей Сергеевич, 1907 г.р., родился в д. Ратовка Новоспасского района, пропал без вести в сентябре 1941 года. Списки концлагеря дополняют эти скупые сведения: Алексей Сергеевич умер 2 января 1942 года, его номер – 730, похоронен в братской могиле №29.

3. Ирбахтин Николай Петрович, 1921 г.р., родился в с. Байдулино Тереньгульского района. Пропал без вести в октябре 1941 года. В действительности Николай Петрович умер 29 ноября 1942 года в карьере Stalag-349. Его номер – 2349, похоронен в братской могиле №56.

4. Гурьянов Яков Иванович, 1919 г.р., родился в с. Вышки Ульяновского района. Пропал без вести 19 декабря 1942 года. По сведениям из концлагеря – Яков Иванович скончался 26 февраля 1943 года. Его номер – 2809, похоронен в братской могиле №62.

5. Соколов Сергей Михайлович, 1921 г.р., родился в с. Чувашский Калмаюр Чердаклинского района. Согласно областной Книге Памяти, он пропал без вести в декабре 1941 года. На самом деле он умер 26 января 1942 года в застенках концлагеря. Его номер – 887, похоронен в братской могиле №31.

6. Трошин Иван Федорович, 1904 г.р., родился в р.п. Базарный Сызган Базарно-Сызганского района. В местной Книге Памяти написано, что он погиб в бою в декабре 1942 года. Однако в концлагере Stalag-349 6 декабря 1942 года также скончался Иван Федорович Трошин из р.п. Базарный Сызган. Правда, немцы записали, что он родился в 1900 году. Скорее всего, речь идет об одном и том же человеке. Его номер – 2429, похоронен в братской могиле №57.
Что касается остальных четырех узников, сведения о них менее определенны. В частности, в списках концлагеря значился Рахим Санатович Ахмедулин, который проживал в Ульяновске в доме №25 по улице Мира. В областной Книге Памяти есть упоминание только о некоем Атяуле Ахмедулине, 1908 г.р., также уроженце Ульяновска. Атяул пропал без вести в октябре 1941 года, а Рахим – погиб в концлагере 16 августа 1942 года. Вопрос о том, один это человек или совершенно разные люди, остается открытым.
В завершение назовем имена еще трех солдат, о которых нет никаких упоминаний в местной Книге Памяти.
Кузнецов Николай Иванович, 1919 г.р., ст. Налейка Кузоватовского района. Умер в Stalag-349 3 марта 1943 года, его номер – 2837, похоронен в братской могиле №62.
Лобашев Петр Иванович, родился в Тереньгульском районе. Конкретное название села, где он родился, написано неразборчивым почерком (для любопытных: кликните по следующему адресу: http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=71545421 – возможно, вы сможете разобрать, какое именно село имелось в виду). Умер 25 сентября 1942 года, его номер – 1730. Похоронен в братской могиле №47.
Наконец, совсем сложный случай: Ларцев Сергей Петрович, уроженец некоего города Кигиле Мордовской АССР. Он умер 2 ноября 1941 года, похоронен в братской могиле №16. Соль в том, что города с таким названием не существует. Коллега из Йошкар-Олы полагает, что имелся в виду Сенгилей Ульяновской области.

Мы обращаемся к нашим читателям, которые обладают дополнительными сведениями о солдатах, чьи имена названы выше. Наша газета с удовольствием опубликует информацию, которую вы сообщите (звоните по тел. 44-02-67). Также мы обращаем внимание исследователей, занимающихся местной Книгой Памяти: на наш взгляд, при очередном переиздании многотомника нужно обязательно учесть новые данные о погибших участниках войны.
Евгений Нувитов


Вот такой запрос посылался в Москву, чтобы выяснить судьбу одного из солдат, о котором мы пишем в данной заметке, – Петре Фокине. Судя по всему, ответ на этот запрос был отрицательный, поскольку Петр Федорович до сих пор числится в «пропавших без вести»