Сергей Морозов, художественный руководитель ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова.
– Скучаю по нормальному процессу чтения. Советская школа привила привычку к книге, к внимательному вдумчивому чтению, открыла невероятное количество литературы, в которую хочется погружаться, а затем – возвращаться к прочитанному. Отчасти тягу к перечитыванию любимых книг я удовлетворяю и сегодня. Связано это с тем, что мой сын знакомится сейчас с важными произведениями русской литературы. Чтобы обсуждать их, приходится многое перечитывать. Воспитание сына – хороший стимул. Если в школьное время я читал эти книги скорее ради оценок, то теперь получаю настоящее удовольствие от того, какими неожиданными гранями они раскрываются. Откровением последнего времени для меня стали «Записки охотника» Тургенева – стиль, владение словом, атмосфера! Если бы по случаю не взялся перечитывать, никогда не назвал бы эту книгу своей литературой. То же можно сказать и о хрестоматийном «Герое нашего времени» Лермонтова.
Однако в целом я попадаю в то печальное большинство людей, которые из-за своей занятости читают преимущественно специальную литературу, связанную с работой. Для меня это пьесы, рецензии на спектакли прошлого или настоящего. Часто приходится читать в дороге, но я так и не привык к электронной книге, люблю бумажные книги или хотя бы распечатанный текст, если это пьесы. Ритм жизни лишил меня возможности обращаться к поэзии, которую я высоко ценю: даже при наличии свободного времени сложно поймать соответствующий внутренний настрой.
Когда удается выкроить время на чтение для души, стараюсь открывать новые для себя имена. Недавно прочитаны Александр Барикко «Легенда о пианисте», «Город», Питер Хегг «Смилла и ее чувство снега», Ричард Бах «Иллюзии». Кроме того, стоит упомянуть Эрика-Эмманюэля Шмитта, с кем имею честь быть лично знакомым. Мы пересекались в творческих проектах, и я, естественно, слежу за его литературной деятельностью. В «золотую копилку» радующих меня книг попали его новые романы «Женщина в зеркале» и «Попугаи с площади Ареццо».
В русской современной литературе, к сожалению, мало нахожу того, что захватило бы всерьез. Отдохновением, досугом, свободным от сложных философских или социальных тем, для меня являются мемуары деятелей искусства. Из недавнего – книги Георгия Данелии «Тостующий пьет до дна», «Безбилетный пассажир», книга Ильи Олейникова «Жизнь как песТня». В них есть и юмор, и грусть, судьба творческого человека, интересные истории создания всем известных произведений, встречи с другими деятелями искусства – все это пропущено сквозь призму авторского взгляда, сдобрено неповторимым юмором и жизнелюбием.