Алекс МИТРИЕВ
Нюх у собак в сто раз лучше, чем у человека. Это качество прекрасно используется при охране правопорядка. Например, в транспортной полиции, которой, кстати, сегодня, 18 февраля, исполняется 96 лет со дня образования, с чем «Народная газета» ее и поздравляет.
Как идет служба сотрудников транспортной полиции? Мы обратились в Ульяновский линейный отдел МВД России на транспорте и встретились с прапорщиком Ильей Иващенко, который рассказал о своей работе и двух воспитанниках – собаках Джесси и Мэй.
Илья Иващенко родился в селе Карасай Оренбургской области. Уже школьником помогал матери ухаживать за домашними животными. После школы поступил в Покровский сельскохозяйственный колледж, получил диплом фельдшера-ветеринара. Отслужив в армии, решил попробовать себя в должности кинолога в уголовном розыске лОвД на станции Ульяновск. И это оказалось его профессией.
ДИПЛОМНИК МЭЙ
Поначалу у Ильи не все шло гладко. Ему, начинающему кинологу, дали служебную собаку с небольшим опытом работы. Мэй, так звали немецкую овчарку и нового напарника Ильи, мало что умел, да и характер у пса был непростой. Почти никто из руководства не верил, что они сработаются. Но уже через несколько месяцев стало ясно: служебный дуэт удался.
Основная работа у собак в транспортной полиции – это поиск наркотиков и взрывчатых веществ. Мэй проявил себя отличным «нюхачом»-поисковиком. Вот лишь один случай. Изобретательные наркокурьеры везли контейнеры со смертельной начинкой в виде героина в собственных желудках. Они были уверены, что их трюк удастся. Но за дело взялся Мэй – он все равно учуял запах запрещенного вещества. Далеко не каждая собака способна на такое.
Свои способности дуэт Иващенко – Мэй отлично продемонстрировал в 2011 году на Всероссийских соревнованиях специалистов-кинологов МВД России, который прошел в городе Ханты-Мансийске. По результатам конкурса ульяновцы заняли третье место, набрав 459 баллов из 500 возможных.
– В Ханты-Мансийск мы с Мэем добирались пять суток, – вспоминает Илья. – Выехали заранее, чтобы собака успела привыкнуть к новому климату. Соревнования состояли из нескольких этапов: обыск транспорта, помещения, багажа, ручной клади, человека в одежде со спрятанными наркотиками, а также общий курс дрессировки. По итогам конкурса Мэй защитил диплом первой степени, отрыв от второго места составил всего шесть баллов.
На счету кинолога и его воспитанника много и других достижений. Но главное – их и сегодня можно встретить на Ульяновском железнодорожном вокзале проверяющими пассажирские составы.
ОЛИМПИЕЦ ДЖЕССИ
Сегодня у Иващенко уже двое воспитанников. Не так давно он занялся подготовкой молодой немецкой овчарки Джесси. Вместе с ней в прошлом году Илья ездил в длительную командировку на Олимпийские игры в Сочи. Их работа с Джесси так понравилась, что попросили остаться и на Паралимпийские игры. Домой вернулись только в конце весны.
– База нашего отряда находилась в окрестностях Сочи, – рассказывает кинолог. – На службу ездили каждый день на специальных машинах. Вместе с другими сотрудниками мы охраняли общественный порядок в аэропорту Адлера. Приезжали рано утром, а уезжали поздно вечером. Начинали день с досмотра закрепленных участков воздушного вокзала. Вместе с Джесси внимательно проходили по территории в поисках запретных веществ. К счастью, за несколько месяцев работы все было спокойно.
За работу на Олимпийских играх Илья Иващенко награжден памятным знаком МВД за обеспечение правопорядка на соревнованиях.
СПРАВКА «НГ»
История советской транспортной полиции берет свое начало в 1919 году. В это время в СССР началось интенсивное строительство железных дорог. 18 февраля ВЦИК издал декрет об учреждении особого структурного подразделения МВД – межведомственной комиссии, занимающейся вопросами охраны железнодорожного транспорта. Спустя 10 лет на основе комиссии была сформирована федеральная структура с широкой сетью региональных отделений по всей стране. С начала 30-х годов в ведомстве транспортной полиции – обеспечение безопасности грузовых и пассажирских перевозок на всех видах транспорта, в том числе воздушном и морском.