Декабрьский ажиотаж в автосалонах сменился резким падением продаж новых и подержанных машин. Виной тому – падение доходов ульяновцев, рост цен и стоимости автокредитов.

Аналитическое агентство «Автостат» опубликовало итоги продаж новых автомобилей в 152 городах России с населением больше ста тысяч человек в 2014 году.

По средней стоимости проданных авто – 913 тысяч рублей – Ульяновск стал сотым по стране. При этом почти 67 процентов из проданных в городе в прошлом году новых авто составили массовые иномарки, около девяти процентов – премиальные иномарки. На отечественного автопроизводителя пришлось 22 процента продаж.

Как оказалось, покупатели самых дорогих машин живут в Приморье. В топ-5 вошли сразу четыре города Дальнего Востока – Находка (средняя цена приобретенного в 2014 году автомобиля здесь составила 1,43 миллиона рублей), Уссурийск, Артем и Владивосток.

Московские автовладельцы лишь замыкают пятерку лидеров (1,37 миллиона рублей). Среди регионов ПФО самыми богатыми оказались пермские автовладельцы, отдавшие в среднем за авто чуть более миллиона рублей, но занявшие в итоге лишь 45-е место. Далее следуют Нижний Новгород (993 тысячи рублей) и Казань (974 тысячи рублей). Примечательно, что родина автомобилей «ВАЗ» заняла третью строчку с конца там за новую машину в прошлом году заплатили в среднем 767 тысяч рублей.

По сравнению с прошлым годом, средняя цена проданных в Ульяновске автомобилей увеличилась на 30 тысяч рублей. На показателе сказался и рост продаж новых машин, который наблюдался в регионе в ноябре, и особенно – в декабре. Покупатели стремились потратить сбережения и приобрести авто до подорожания. Ажиотаж в итоге привел к росту цен – некоторые модели иномарок стали дороже на 35-40 процентов. Одновременно сократилось количество предложений – продавцы, не определившись с ценами, боятся продешевить, поэтому придерживают товар. По мнению экспертов, затишье на рынке продлится до тех пор, пока курсы валют не стабилизируются и автодилеры не определятся с ценниками.

Рост цен в автосалонах тут же сказался на предложении подержанных автомобилей. По данным сайта продаж Avito.ru, заметнее всего подорожали иномарки в возрасте до трех лет(плюс 20-40 процентов), чуть меньше (10-20 процентов) выросли в цене машины 2010-2012 годов выпуска, а стоимость авто со сроком эксплуатации свыше пяти лет практически не изменилась. Среди марок в лидерах продаж – «японки» «Лексус», «Тойота» и «Мазда», «корейки» «Хендай» и «КИА».

«Европейки» прибавили в цене не так значительно.

Здесь в лидерах премиальные модели БМВ и «Ауди».

В целом, по оценкам участников рынка, продажи автомобилей в регионе с начала года «просели» на 15 процентов по сравнению с прошлым годом. От более серьезного падения рынок удерживает продукция отечественного автопрома – продажи в этом сегменте, как и цены, за последние месяцы изменились несильно.

Еще одной причиной замедления продаж стал резкий рост процентных ставок по автокредитам, за счет которых ранее приобреталось около 40 процентов новых автомобилей. Большинство банков либо вовсе приостановили автокредитование, либо предоставляют ссуды на условиях от 24 до 40 процентов годовых. Подорожала и обязательная при продаже кредитных авто комплексная страховка. Сегодня более-менее приемлемые условия кредитования предлагают только банки, непосредственно связанные с автопроизводителями.

Такие кредитные учреждения готовы предоставлять своим клиентам определенные преференции в обмен на лояльность. В частности, все большую популярность приобретают так называемые программы трейд-ин, когда автовладелец меняет в салоне одно транспортное средство на другое с определенной доплатой.

Дмитрий Минаев