В регионе намерены создать свою пригородную пассажирскую компанию, чтобы возобновить отмененные железнодорожные маршруты. Акционерное общество «Ульяновская пассажирская компания» уже создано, но, чтобы оно заработало, необходимо согласие от ОАО «РЖД» на возобновление движения по такой схеме.
Как сообщает пресс-служба облправительства, на данный момент создана лишь структура, не наполненная ни персоналом, ни техникой: появление региональной компании на рынке железнодорожных перевозок по-прежнему остается лишь предложением, просто на этот раз оформленным на бумаге. Уже подготовленное обращение к руководству ОАО «РЖД» с предложениями по организации транспортного обслуживания будет передано в ближайшее время.
Сообщается, что проект предполагает формирование собственного парка новой компании за счет передачи по остаточной стоимости мотор-вагонного подвижного состава Куйбышевской железной дороги. Этот пункт вызывает определенные сомнения: неизвестно, согласится ли Куйбышевская железная дорога отдать Ульяновской области свои ресурсы фактически за бесценок. Как нам пояснили в министерстве строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области, региональные власти рассчитывают на то, что Ульяновской пассажирской компании передадут простаивающий на данный момент подвижной состав. Таким образом регион снизит финансовую нагрузку на его содержание для РЖД, а также загрузит имеющиеся поезда.
Далеко не факт, что РЖД пойдут на такие условия – наверняка ей выгоднее снабжать подвижным составом свою давнюю дочернюю Башкортостанскую пригородную пассажирскую компанию (БППК), которая сейчас осуществляет перевозки в Ульяновской области. БППК работает с РЖД на условиях аренды, то есть регулярно отчисляет средства своему учредителю. Тем более что с появлением Ульяновской пассажирской компании БППК не уходит с регионального рынка – договор на осуществление действующих сейчас в области маршрутов заключен до конца 2015 года. В БППК пока ничего о создающейся в Ульяновске компании не знают.
– Мы точно так же, как и все, узнали об ульяновской компании из СМИ, – сообщили нам в офисе БППК. – Пока никаких переговоров мы ни с кем не ведем, никто на нас не выходил с переговорами от Ульяновской области.
Возможно, если все получится, регион действительно станет платить за пригородные пассажирские перевозки меньше. Но станет ли дешевле проезд? Компании придется, работая только в одном регионе, оплачивать труд своих сотрудников, машинистовм, тратить деньги на услуги и содержание поездов. Вряд ли проезд в таком пригородном поезде будет дешевым. Эксперты рассказывают, что в Забайкалье проводился подобный эксперимент: там стоимость проезда на короткое расстояние достигла 300 рублей, поэтому поезда попросту ходили пустыми.
По аналогичному пути намерены пойти и еще несколько регионов. Так, правительство Саратовской области заявило, что станет вместе с частными инвесторами и производителями вагонов акционером альтернативной Саратовской пассажирской компании. В РЖД заявляют, что для реализации такого проекта нужны миллиарды рублей, тем более трудно будет создать альтернативу существующим структурам без должного опыта – без государственного участия развитие пригородных железнодорожных перевозок практически невозможно. Не верят эксперты и в то, что работники РЖД согласятся перейти на работу в другую структуру без аналогичного соцпакета или большой зарплаты. Все это сильно ударит по областному бюджету.
Сергей ГУРЬЯНОВ