Суды общей юрисдикции региона подвели итоги деятельности за 2014 год. Тенденции сопоставимы с прошлым годом: меньше уголовных дел, растет количество гражданских дел и административных разбирательств. 2015 год, впрочем, как ожидает председатель Ульяновского областного суда Нина Лысякова, принесет еще одну тенденцию: увеличение числа гражданских дел, связанных с задолженностями по кредитам.
Увеличилось количество оправдательных приговоров
Ежегодно областной суд, подводя итоги, отмечает: все меньше становится уголовных дел. Так, за весь 2014 год в районных и городских судах рассмотрели 3904 уголовных дела, что на 147 меньше, чем в 2013 году. По этим делам осуждено 3918 человек.
– В мировых судах уголовных дел больше, но там много дел частного обвинения – к примеру, кто-то с кем-то подрался, – отметила Нина Лысякова. – При этом непосредственно в областном суде – очень большое снижение. Но самое интересное, что, если судами области рассмотрено 3904 уголовных дела, то в судебной коллегии облсуда рассмотрено чуть больше 3000 дел и материалов – на 1000 меньше, чем в 2013 году. Мы связываем это с тем, что в позапрошлом году были амнистии, пересмотры, а в 2014-м мы закончили заниматься подобными рассмотрениями.
В прошлом году, как отмечают в суде, серьезно уменьшилось количество осужденных за кражу – на 143 по сравнению с 2013 годом. Уменьшилось и число наказанных за тяжкие преступления: за убийства – на два человека меньше, за причинение тяжкого, среднего вреда – на 59 меньше (снижение почти на 20 процентов). При этом на 17 человек увеличилось количество осужденных несовершеннолетних и наказанных за разбои и грабежи.
– Мы связываем снижение количества уголовных дел, в первую очередь, с ростом правосознания людей, – говорит Нина Лысякова. – Что касается этого года, то прогнозировать всплеск каких-то уголовных дел сложно. Но, наверное, можно ожидать роста дел о хищении собственности.
Еще одна не характерная для последних лет цифра – увеличилось по сравнению с прошлым годом почти вдвое количество оправдательных приговоров: 16 – в 2014 году против 9 – в 2013-м.
«С ипотекой люди попадают в беду»
Председатель судебной коллегии по административным делам Алена Королева рассказала, что в 2014 году увеличилось количество дел, связанных с привлечением к работе иностранцев, неповиновением сотрудникам полиции, несоблюдением экологических норм, нарушением прав инвалидов. В то же время уменьшилось количество административных дел, связанных с нарушениями Правил водопользования, законодательства о труде, с незаконным использованием товарных знаков. Стоит подчеркнуть, что значительно меньше стало дел, возбужденных в связи с управлением автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
– В начале 2013-2014 годов нас заваливали страховыми делами, – сообщила Нина Лысякова. – Много было мошенников, которые кинулись в суд с требованиями о возмещении мнимого ущерба машинам, причем в завышенном размере. Но сейчас мы обобщили судебную практику, провели учебу с судьями. И количество этих дел на порядок снизилось. В этом году, как мы ожидаем, на первый план выйдут кредитные дела, в первую очередь, связанные с ипотекой.
Заместитель председателя суда, председатель судебной коллегии по гражданским делам Людмила Болбина сообщила, что возбуждаются кредитные дела в основном по заявлениям банков – люди редко свои претензии к кредитным организациям оформляют в исковых заявлениях.
– Причем у нас далеко не всегда оспаривается трехмесячная задолженность, – говорит Людмила Болбина. – Есть иски, по которым у людей просрочка по платежам тянется год. Дело в том, что многие банки не сразу идут в суд, пытаются самостоятельно добиться исполнения кредитных обязательств, предлагают реструктуризировать долг.
В кредитных делах суды Ульяновской области стараются разбираться особенно тщательно. Как рассказала Людмила Болбина, бывают случаи, когда банки подают заявления на задолженность по кредитам на сумму в 600 тысяч, миллион рублей. В таких ситуациях судье не достаточно просто согласиться с фактом неоплаты – выясняются все обстоятельства: на какие нужды брали кредит, какие условия у семьи, почему нет возможности выплатить деньги. Впрочем, закон есть закон – как правило, суд принимает решение о взыскании средств.
– У меня к кредитным делам двоякое отношение, – говорит Нина Лысякова. – Человек знает, что он берет деньги под процент, и должен осознавать, что должен их выплатить. Если он знает, что не будет платить, но берет кредит, – это мошенник. Но и представителям банка я всегда говорю: как можно раздавать кредиты направо и налево? Есть же службы, которые выясняют платежную способность человека. Некоторым людям надо отказывать: работы нет, ничего нет – кто будет выплачивать кредит? Другое дело – ипотека. У нас не очень много валютных ипотек, но с ними люди действительно попали в беду.
Или приказ, или суд
Еще одна тенденция этого года – появление дел по оспариванию кадастровой стоимости объектов. Впрочем, как говорит Нина Лы-сякова, в других регионах этими заявлениями уже заваливают суды. В Ульяновской области подобного ажиотажа нет: областным судом рассмотрено всего шесть таких дел, еще семь находятся в производстве.
Также, вероятно, снизится количество рассмотрений по долгам за оплату ЖК-услуг: этому поспособствует новый порядок рассмотрения таких дел. Теперь управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям, чтобы отсудить у должника деньги, не нужно обязательно идти в суд с исковым заявлением на человека.
– Упрощенный порядок рассмотрения дел заключаются в том, что жилищно-коммунальные органы обращаются в суды с заявлениями о выдаче судебных приказов, – говорит Людмила Болбина. – Судья рассматривает заявление, к которому приложен весь необходимый пакет документов, свидетельствующий об имеющейся задолженности. На основании этого выносится приказ, который направляется должнику. Тот, в свою очередь, знакомится с ним. Если приказ не оспаривается при этом, он принимает силу исполнительного документа и направляется в службу судебных приставов для исполнения. Если человек не согласен, то он оспаривает приказ: подает заявление судье, судья отменяет приказ и рекомендует органам ЖКХ обращаться в суд с заявлением. Только тогда такие дела рассматриваются в судебном заседании.
Фактически законодатели расширили перечень дел, по которым возможно приказное производство, и подняли потолок по взыскиваемой сумме.
Ставка на опыт и молодежь
По-прежнему в области есть определенная кадровая напряженность в судах. Причем речь идет не о наполнении судов – новых кадров достаточно. Напряженность тендерная: в суды не идут работать мужчины. Лысякова связывает это с сидячим кропотливым характером работы, под который больше подходят женщины – мужчинам работа, на которой приходится сидеть на одном месте по 18 часов, не интересна. При этом молодых судей более чем достаточно.
– Кадровый состав меняется, в области работает одна молодежь, – говорит Нина Лысякова. – Даже в областном суде. Мало у кого есть 20-летний стаж работы. Впрочем, областной суд мы старались формировать так, чтобы оставались опытные судьи, затем была прослойка, которая подходит к большому опыту, и категория молодых судей, которые нарабатывают опыт. В районных судах это сложнее -там в основном работает молодежь. Но председателями назначаются люди с определенным опытом: нет ни одного председателя, который работал бы всего два или три года.
В связи с кризисом финансирование судопроизводства тоже испытывает определенные трудности, но тем не менее средства выделяются и на строительство зданий, и на обеспечение деятельности.
– Средств на все, что необходимо, просто нет, – говорит начальник Управления судебного департамента в Ульяновской области Александр Конов. – К счастью, разобрались с проблемой Димитровградского городского суда, где не хватало площадей, – к зданию будет сделана шестиэтажная пристройка.
По словам руководителей облсуда, проблемными остаются Майнский суд и Засвияжский районный суд, в котором гражданская коллегия работает в здании детского сада, а также участок мировых судей Ленинского района, работающий в гостинице. В остальном же финансовое обеспечение судов достаточное.
– Было время, когда районные суды писали объявления: при сдаче искового заявления приложить два конверта, – вспоминает Лысякова. – Чтобы можно было отправить письма ответчику и заявителю. Не было ни бумаги, ни конвертов. Но сейчас это уже в прошлом…
Сейчас настал этап внедрения в судопроизводство видеоконференцсвязи, аудио- и видеопротоколирования судебных разбирательств, развития официальных сайтов судов.
Ян ГУРОВ