На прошлой неделе в Ульяновск приезжал известный российский богослов, педагог, профессор Московской духовной академии Алексей Осипов. Его визит был приурочен к Симбирскому православному народному собору, который впервые прошел в нашем регионе в этом году.
Богослов выступил с несколькими публичными лекциями, одна из которых была посвящена теме «Религиозного выбора князя Владимира в национальном наследии нашей родины». Наиболее любопытные идеи, высказанные московским профессором во время Симбирского собора, мы представляем нашим читателям ниже.
«Атеист интереснее, чем успокоившийся верующий»
Вообще, тема лекции Осипова была намного объемнее заявленной: эпоха князя Владимира являлась только отправной точкой для размышлений выступающего. Главную проблему, на которой сосредоточился профессор, можно сформулировать так: что такое образование и какова его роль в формировании современного человека?
– Князь Владимир – хороший пример для всех нас. Ведь каждый из живущих в конце концов должен сделать свой мировоззренческий выбор – и от этого выбора зависит его дальнейшая судьба.
По мнению богослова, в этом смысле убежденный, ищущий атеист «в тысячу раз интереснее» успокоившегося в своих духовных поисках верующего.
– Ведь такой атеист задает вопросы, требует ответов, спорит и не соглашается. Говоря словами «Откровения Иоанна» он «не тепл, а холоден и горяч», то есть не испытывает равнодушия к вопросам веры и поиска смысла жизни. А те, кто называет себя православными, часто ограничиваются редкими походами в церковь, им – по большому счету – ничего не надо от религии, поскольку они «теплы».
Самое важное в образовании
– Самый главный вопрос в образовании – мировоззренческий. Именно на поиск ответа на этот вопрос нужно в первую очередь направлять своих учеников. Каков смысл моей жизни? Есть ли Бог или нет? Это фундамент любого образования, без которого любые знания – чепуха.
Осипов напомнил мысль пифагорейцев о том, что ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который нужно зажечь.
– Закончи человек хоть три университета, но если у него не сформировано мировоззрение, если он не ищет ответа на самые главные вопросы – его образование ничего не значит.
По словам профессора, христианство уникально в том отношении, что оно предоставляет человеку аргументированные, подтвержденные тысячелетним опытом конкретных людей свидетельства того, что атеизм не имеет никаких перспектив.
– Выбор – тот выбор, о котором говорили многие религиозные мыслители, – следующий: либо Бог есть и есть бессмертие, и есть смысл в человеческой жизни, либо Бога нет, и тогда смерть всевластна, каждый миг случаен, а за гробом ничего нет.
Выступающий напомнил о том, что Россия занимает первое место в мире по числу детского суицида.
– Вот буквально на днях мне позвонили и сообщили, что с 14-го этажа выбросилась одиннадцатилетняя девочка. Росла в благополучной семье, и ничего вроде бы не предвещало трагедии. Почему так происходит? На мой взгляд, главная причина – в потере смысла современным обществом, в его бездушности и бездуховности. Мы выбрали своим главным ориентиром поклонение научно-техническому прогрессу, цель у которого одна – максимальный комфорт. И дети – как духовные маячки – чувствуют это отсутствие смысла, которое надвигается на них отовсюду – с телеэкрана, из разговоров в семье и уроках в школе.
Специфика эпохи
– Есть хорошая книга «Быть или не быть человечеству». Ее автор – известный математик, академик РАН Никита Моисеев. В этой работе он убедительно доказывает, оперируя объективными и проверенными фактами и цифрами, что человечество может уничтожить самое себя не через сто и не через тысячу лет, а в ближайшие десятилетия. Я это говорю не для того, чтобы испугать вас, а чтобы показать, насколько важно определиться со своим мировоззренческим выбором. Вот раньше, в советское время, смыслом жизни объявляли «светлое будущее», благополучие будущих поколений. А если у этих поколений нет никакого будущего, если уже в середине XXI века человечество исчезнет, то каков тогда смысл жизни каждого из нас? – спрашивает Осипов.
Богослов утверждает, что сама история и внешние обстоятельства подталкивают человека к самому главному выбору в его жизни – и от этого зависит и его личная судьба, и судьба всего человечества.
Карикатура православия
В завершение гость из столицы ответил на несколько вопросов своих заинтересованных слушателей. В частности, горожане спросили профессора о его отношении к Ленину и поинтересовались, может ли школьный предмет «Основы православной культуры» преподавать неверующий учитель.
– С моей точки зрения, Ленин сыграл роль своеобразного «скальпеля» для нашей страны – и это было обусловлено тогдашним духовным состоянием жителей Российской империи. Что касается преподавательской деятельности, то заниматься этим должен, безусловно, верующий человек, а самое главное – хорошо разбирающийся в этом вопросе учитель. Мне рассказывали об одной школе в Твери, где «Основы православной культуры» заставили преподавать учителя физкультуры, потому что у него было мало учебных часов. Представляете, что он мог рассказать детям? Естественно, что такая карикатура на православие вызовет только отторжение у детей. Учить православию должен только тот, кто горит этим и способен зажигать факелы веры в детских душах.
Евгений Нувитов