«Лоббирование интересов было, есть и будет», прокомментировал краевед, научный сотрудник Музея-заповедника «Родина Ленина» Иван Сивопляс просьбу «СК» провести исторические аналогии на предмет конфликта интересов у приближенных к власти.

Напомним, в «СК» №14 от 10 февраля, в статье «Конфликт интересен», мы сообщали об обращении прокурора региона Сергея Хуртина в ЗСО с инициативой запретить чиновникам управлять госпредприятиями при наличии конфликта интересов. Наш корреспондент также обратил внимание на то, что многие депутаты регионального и муниципального уровней одновременно руководят городскими или областными учреждениями, а также фирмами, выполняющими крупные госзаказы. Трудно представить народного избранника, ни разу не воспользовавшегося служебным положением для лоббирования интересов возглавляемого им предприятия.

По словам Сивопляса, для России это «старая добрая традиция», и примеров ей – великое множество. История Симбирского края не исключение. Не всегда речь идет именно о чиновниках или гласных Симбирской Гордумы, например, но многие прожекты были воплощены в жизнь (или, наоборот, не были реализованы, если выгода заключалась именно в этом) благодаря близкому знакомству с «нужными людьми», родству, кумовству, порой не обходилось и без взятки. В частности, рассказал краевед, одна из громких историй связана со «старым» мостом через Волгу: – Мы до сих пор не можем перейти мост пешком, и вот почему. Компания, строившая его, предлагала городской власти пристроить к мосту переход для пешеходов. Строители просили 40 тысяч рублей. Сейчас трудно сказать, смогла бы найти эту сумму городская власть или нет. Но в дело вмешался бывший городской голова Михаил Волков, владевший паромом и не желавший терять доход от перевозки людей. Михаил Алексеевич воспользовался связями в Гордуме, и гласные решили не тратить деньги на пешеходный переход.

Несколько примеров связано со строительством железной дороги на территории Симбирской губернии – как решившихся благополучно для заинтересованных лиц, так и нереализованных. Научный сотрудник Краеведческого музея Татьяна Громова напомнила о том, что в Киндяковке планировалось построить Московский вокзал, и известный заводчик Николай Голубков надеялся, что место его будущего расположения выберут ближе к Тутям, где находился один из его заводов. Городской голова Леонид Афанасьев «продвигал» идею о строительстве вокзала в районе современной Вырыпаевки, где располагался винокуренный завод его жены. Гласные Гордумы понимали, с чем связаны предложения и того, и другого, и в конце концов вовсе отказались от строительства Московского вокзала.

Ограничившись возведением вокзала, известного под названием «Ульяновск-1», они сэкономили 400 тысяч рублей. Сивопляс также рассказал, как карсунские купцы боялись конкуренции приезжих торговцев и отказались от того, чтобы железная дорога проходила через Карсун. Зато, если взглянуть на карту железных дорог, можно увидеть неестественный изгиб ветки, захватывающий Базарный Сызган. Дело в том, что в непосредственной близи к селу размещалась суконная фабрика Щербаковых, и «петля» железной дороги была сделана не без их ходатайства.

Немало споров возникало в связи с планировавшейся еще до революции организацией в Симбирске трамвайного движения. В частности, известно, что знаменитого садовода Степана Рогозина, предлагавшего пустить одну из веток по Петропавловскому спуску, депутаты попрекали тем, что тот хочет свои яблочки на трамвае на рынок возить. Впрочем, в те годы до трамвая руки так и не дошли.

Еще один известный симбирянин, пользовавшийся уважением в городе, – Василий Черников. Сотрудники музея «Симбирские типографии» рассказывают, что мало кому еще власти–разрешили бы устроить типографию на одной из центральных улиц города – бывшей Московской, ныне Ленина. А ему, хотя и с большим трудом, удалось такое разрешение получить – в немалой степени этому способствовало то, что он ранее был чиновником особых поручений при симбирском губернаторе, да и впоследствии занимал должность почетного мирового судьи. А вот упоминавшемуся уже Голубкову не дали построить чугунный завод, хотя место он выбрал дальше от центра – в Голубковском порядке (в районе завода «Утес»). Кумовство да взяточничество придуманы не в XX, не в XIX веке, а процветают до сих пор: заслоны не поставлены.

Анна Школьная