“Молодежная газета” уже не раз писала об обращениях жителей региона с жалобами на большие платежи за общедомовые нужды (далее – ОДН). Наш корреспондент попытался разобраться, что такое ОДН и можно ли снизить эти платежи? Как выяснилось, можно.
Вопрос об ОДН превратился в последнее время в Ульяновской области в огромную проблему. Появился даже своеобразный миф об ОДН, который возник отчасти и от нехватки информации. В региональном министерстве строительства, ЖКК и транспорта попытались развеять этот миф. Созданная в ведомстве рабочая группа провела большую работу с общественными организациями, с представителями многоквартирных домов, специалистами, были проведены эксперименты на конкретных домах, где были жалобы на большие ОДН. В результате были выявлены основные причины, влияющие на объём коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды. Устранив эти причины, ульяновцы смогут практически до минимума снизить плату за ОДН.
Первая причина высокой платы за ОДН – это передача недостоверных данных как индивидуального, так и общедомового приборов учёта. Одни жильцы дают неверные показания счетчиков, либо занизив показания, либо “прикинув на глазок”, другие – эти показания вообще не снимают и не передают в управляющую кампанию. Не секрет, что есть жители, которые используют специальные устройства, например, магниты, чтобы сбить счетчик “с истинного пути”. Например, совсем недавно на сайте о продаже квартир в Ульяновске появилось объявление с фотографиями квартиры на улице Фруктовой, где видно, что на счетчиках на воду лежат огромные магниты. Рекламируя продажу своего жилья, собственники даже не потрудились снять их с приборов учета. И, судя по фотографиям квартиры, ее жители не в бедственном положении. Нужно ли объяснять, что все, что “сэкономлено” в этой квартире, оплатят их соседи в качестве ОДН?
Но объективности ради нужно сказать, что и сами управляющие компании далеко не всегда обременяют себя снятием показаний с общедомовых приборов учета в установленное время. В результате фактический объём потребления коммунального ресурса по общедомовому прибору учёта получается выше, чем суммарные показания всех жильцов. Разница этих показателей и есть ОДН, которая делится на всех жителей дома.
Но в Ульяновске есть примеры, где проблему ОДН жители взяли под свой контроль. Дом №40 по улице Рябикова – обычная “хрущевка” в спальном районе, где живут в основном пожилые люди. Председатель совета многоквартирного дома Светлана Путько рассказывает об опыте снижения платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды:
– Каждый месяц старшие по подъездам одномоментно снимают показания индивидуальных приборов учета во всех квартирах, лишая потребителей возможности давать неверную информацию. Если в одной квартире мы видим, что показания очень сильно отличаются от предыдущего месяца, то идем и выясняем причину.
Бывает, что кто-то уезжал в отпуск, а бывает, что вышел из строя прибор учета. Мы сразу решаем этот вопрос. Кроме того, все электросчетчики в доме были заменены на современные с высоким классом точности, также ведется постоянный контроль за состоянием инженерных сетей на предмет протечек. В результате стоимость ОДН, например, за электроэнергию практически сведена к нулю.
– Как показывает практика, вопрос с ОДН нужно и можно решать, – отмечает заместитель министра строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Сергей Носков. – Собственникам необходимо установить жесткий контроль за всеми ресурсами, которые расходуются в доме, принимать участие в снятии показаний с общедомовых приборов учета и соблюдать элементарные правила экономии: мы ведь дома выключаем свет в комнатах днем или когда там никого нет. Тогда почему у нас могут целый день гореть лампочки над подъездами? Поэтому в тех домах, где есть совет, где избран старший по дому, как правило, таких вопросов не возникает, либо они оперативно решаются.
Андрей КОРЧАГИН
На что еще нужно обратить внимание, если в вашем доме большой объем коммунальных ресурсов на ОДН?
– Несанкционированное подключение к сетям электроснабжения многоквартирного дома – попросту вашу электроэнергию могут тратить незаконные или законные пристрой, киоски, рекламные щиты, стоянки. Они обяза-ны платить за потраченные свет, воду, но делают это не всегда.
– Старые счетчики, не отвечающие современным требованиям точности.
– Ненадлежащее состояние внутридомовых инженерных сетей, отсутствие правил экономного использования ресурсов.
– Если в квартирах не установлены приборы учета, а по факту в них проживает больше людей, чем официально зарегистрировано.
– Отсутствие контроля со стороны собственников за платежной дисциплиной, переданных объемах показаний.