Мы уже писали о том, что в настоящее время ведется разработка Стратегии социально-экономического развития Ульяновска до 2030 года. Напомним: Стратегия готовится ведущей российской консалтинговой компанией Strategy Partners Group, которая стала победителем открытого конкурса. В соответствии с условиями заключенного контракта данная работа выполняется в несколько этапов, первый из которых уже реализован.
Начальный этап направлен на общую диагностику социально-экономического развития нашего города. Любопытно, что отдельные методы, которые использовались специалистами компании для проведения диагностики, в чем-то схожи с работой журналистов и социологов: опросы, интервью и т.п. Ниже мы представим наиболее интересные результаты, полученные авторами Стратегии на первом этапе.
Эти итоги важны потому, что ульяновцы – чиновники, предприниматели, обычные горожане – в каком-то смысле ставят «самодиагноз», то есть сами указывают на проблемные точки в развитии областного центра, требующие наибольшего внимания.
Способны к конкуренции
Первое «ключевое измерение», о котором пишут авторы Стратегии, – конкурентоспособность и структура экономики Ульяновска. К сильным сторонам областного центра разработчики отнесли: активность городских предприятий по снижению издержек, избавлению от непрофильных активов. «Средние» (неплохие) оценки были поставлены качеству оказываемых бизнес-услуг, развитию научно-исследовательских институтов и их взаимодействию с компаниями и предприятиями, развитию малого и среднего бизнеса. Высокие оценки получили темпы прироста прямых иностранных инвестиций.
Слабые стороны Ульяновска таковы: доля занятых в промышленности невелика и продолжает сокращаться, низкая доступность поставщиков бизнес-услуг, низкие объемы внешней торговли и доля экспортной составляющей.
Судя по опросам руководителей предприятий, в городе наблюдается острая нехватка кадров – представителей рабочих специальностей, инженеров-конструкторов, технологов. «Инженерный персонал тает, скоро ремонтировать оборудование будет некому», – цитируют разработчики одного из своих респондентов.
Уровень средней зарплаты у нас растет примерно теми же темпами, что и в других городах ПФО, но при этом он остается довольно низким. Пока мы в этом отношении отстали от таких городов, как Пенза, Саратов, Владимир, Тольятти, Ижевск (по данным на 2013 год).
Что касается доступности поставщиков бизнес-услуг, то среди регионов РФ мы находимся на 24 месте (на первом, понятно, – Москва).
Зато наш регион может похвалиться уровнем развития так называемых микропредприятий: мы лидируем по темпам роста выручки и по объему инвестиций в основной капитал. Выручка средних предприятий оставляет желать лучшего, однако и здесь наблюдаются неплохие темпы роста.
Гостиниц много, а офисы дорогие
Следующий параметр – инфраструктура для бизнеса и туризма. С одной стороны, в Ульяновске относительно широкий выбор гостиниц и довольно-таки много гостиничных мест. По показателю «количество гостиничных номеров на 10 тысяч мест» Ульяновск превосходит многих своих крупных соседей – Рязань, Владимир, .Тулу, Саратов, Тольятти.
С другой стороны, уровень доступности офисных и выставочных площадей – ниже среднего. К примеру, средняя стоимость месячной аренды офисных помещений в областном центре существенно дороже, чем в таких крупных городах, как Владимир, Калуга, Самара, Рязань и Ярославль.
Отметим, что если представители предприятий оценивают административные условия ведения бизнеса в нашем городе достаточно лояльно, то малое и среднее предпринимательство настроено более скептически. Бизнесмены указывают на недостаточную открытость администрации и сложную регуляторную среду. «Город больше мешает работать, чем помогает», – цитируют авторы Стратегии одного из опрошенных предпринимателей.
Кроме того, указывается на большие издержки ведения бизнеса – высокие налоги на имущество и арендные ставки и высокую стоимость энергоресурсов.
Здоровье и образование
Еще один важный показатель – «человеческий капитал» и качество образования. К сильным сторонам Ульяновска относятся хорошая демографическая ситуация – средний уровень рождаемости и низкий уровень смертности, продолжительность жизни – выше среднего. По последнему параметру мы «доминируем» над такими областями, как Саратовская, Ярославская, Рязанская, Калужская и другими.
К негативным – то, что доля молодого*населения ниже среднего. Достаточно сказать, что число горожан, возраст которых старше 60 лет, на 4 процента превосходит тех, кому еще не исполнилось 17 лет (данные 2012 года). По уровню заболеваемости нам тоже пока нечем похвастаться: этот параметр выше среднего по России и быстро растет по большинству групп заболеваний. Интересно, что по таким показателям, как заболеваемость наркоманией и алкоголизмом, мы вообще лидируем в ПФО (данные 2013 года).
Тревожит разработчиков Стратегии и ежегодный миграционный отток – так, в 2013 году из области «убыло» почти 3,5 тысячи человек.
Что касается образования, то наш регион хорошо обеспечен преподавателями среднего и высшего образования (здесь мы опережаем, например, Татарстан). Но вот результаты ЕГЭ по обязательным предметам пока средние и ниже, чем у многих соседей, того же Татарстана, Самары, Оренбурга.
Транспорт и коммуналка
По мнению разработчиков Стратегии, в сфере транспорта и дорожного хозяйства нашему городу предстоит еще много потрудиться. В числе сильных сторон названы: быстрые темпы роста протяженности дорог и высокая обеспеченность жителей трамвайными маршрутами. Однако при этом авторы Стратегии указывают на следующую проблему: в сравнении с жителями соседних городов ульяновцы значительно реже пользуются трамваем. Лидируют в этом отношении Самара, Нижний Новгород и Саратов.
Негативных сторон в названной сфере значительно больше, чем положительных. Один из объективных отрицательных признаков – «густота дорог относительно площади территории находится на уровне ниже среднего». Иными словами, площадь Ульяновска (622 кв. км) существенно превосходит площади соседних городов: к примеру Оренбурга – 259 кв. км, Ижевска – 315 кв. км, Тольятти
– 315 кв. км. Отсюда низкая «густота» дорог и самая низкая плотность населения в ПФО – 1 тысяча человек на километр. В результате возникают такие проблемы, как низкий пассажиропоток и низкая обеспеченность маршрутами общественного транспорта.
Вообще, по мнению авторов Стратегии, – цитируем – «автобусный общественный транспорт в Ульяновске практически не развит»: по сравнению с другими городами ПФО мы находимся здесь в одной из самых невыгодных позиций.
Стоит отметить, что серьезную критику у респондентов, с которыми работали специалисты Strategy Partners Group, вызвало и отсутствие парковок в центре города. «Парковаться в центре просто невозможно», – говорят опрошенные руководители предприятий.
Если говорить о «коммуналке», то разработчики считают, что степень износа тепловых и паровых сетей сохраняется на низком уровне. В этом смысле мы «выигрываем» в сопоставлении с Ярославлем, Нижним Новгородом,Тулой, Самарой и другими. Кроме того, уровень обновления тепловых и паровых сетей у нас – выше среднего.
Что касается износа городских водопроводов и канализационных сетей, то он оценивается как «средний», но при этом быстро увеличивается.
Интересно, что по сравнению с нашими соседями ульяновцы достаточно бережно расходуют холодную воду и тепловую энергию. А вот потребление горячей воды «медленно растет».
Жилье и госуслуги
В завершение своей «диагностики» разработчики описали проблемы жилищной инфраструктуры и оказания госуслуг.
Если коротко, то авторы Стратегии указывают на вопросы с переселением ветхого и аварийного жилья, относительно низкие темпы строительства жилья (данные 2013 года), тяжелую ситуацию с улучшением жилищных условий у отдельных граждан.
В отношении эффективности госуслуг разработчики вообще не выявили слабые стороны, зато отметили высокий уровень бюджетной эффективности и хорошую оценку политики администрации со стороны предприятии региона.
Стоит добавить, что многие из приведенных данных – это сведения 2012-2013 годов. Хочется надеяться, что при дальнейшей разработке Стратегии (на следующих этапах) авторы будут использовать более свежую информацию. И, конечно, многие ждут от разработчиков конкретных рекомендаций по исправлению всех названных недостатков.
Евгений Нувитов
юлгг7щю
“По показателю «количество гостиничных номеров на 10 тысяч мест» Ульяновск превосходит многих своих крупных соседей — Рязань, Владимир, Тулу, Саратов, Тольятти”. Можно как-то перевести название показателя на русский язык? И Ещё интересна цена контракта на такие глубокие анализы.