Количество аспирантов в Ульяновской области ежегодно сокращается. В том числе и тех, которые выпускаются с защитой диссертации. Эксперты называют происходящее в высшем образовании катастрофой.
Ульяновскстат опубликовал статистику по количеству аспирантов в регионе за последние 15 лет. Выяснилось, что наименьшее количество принятых в аспирантуру людей пришлось как раз на 2014 год – 201 человек. При этом в 2013 и 2014 годах выпустили с защитой диссертации по 26 человек. В 2012 году это число было почти в три раза больше – 65 человек, а в 2011 году – 73. Как показывает статистика, аспирантура в пяти ульяновских вузах скудеет: тенденции таковы, что снижается и общая численность обучающихся в аспирантуре (728 человек в 2014 году против, например, 1191 человека в 2009 году), и приняли в аспирантуру меньше всего за последние 15 лет именно в 2014 году.
Доктор технических наук, заведующий кафедрой теплогазоснабжения УлГТУ Владимир Шарапов не видит в такой статистике никаких положительных моментов.
– У меня всегда все было очень благополучно с защитой аспирантов, – говорит Шарапов. – Они защищаются в срок или досрочно. Были восемь аспирантов, которые защитились на первом или втором году аспирантуры, потому что начинали делать кандидатские диссертации практически с третьего курса. При этом у меня, хотя показатели благополучные, уже два года в аспирантуре ни одного места нет.
По мнению Шарапова, это неправильно, так как зачастую в аспирантуру не могут попасть действительно талантливые люди, которых нельзя пропускать мимо науки.
– У меня сейчас на выходе из магистратуры студентка, у которой, по сути, кандидатская диссертация готова на 70 процентов, – продолжает Владимир Шарапов. – А я боюсь, что мне ее некуда будет принимать. А эта девочка – сирота, на платную аспирантуру пойти не в состоянии. Человек уже показал, что может здорово работать, но выхода не вижу пока никакого.
Этот пример – нечастный. Аспирантура закрывается на очень многих отделениях ульяновских вузов, как и магистратура. Высшее образование все чаще ограничивается бакалавриатом, а распределение мест в магистратуре и аспирантуре идет по непонятным для многих преподавателей критериям.
– Более того, в прошлом году, в июле, министр образования Дмитрий Ливанов сообщил на совете ректоров, что в большинстве российских вузов аспирантура и магистратура будут ликвидированы, – говорит Шарапов. – Это катастрофа. Если нет магистратуры и аспирантуры, то это уже не вуз. Даже не техникум – там хотя бы мастеров учат. И все это происходит под болтовню о модернизации, импортозамещении… Между тем идет ликвидация высшего образования и науки в принципе.
Сергей ГУРЬЯНОВ