Проехать сквозь все континенты, кроме Антарктиды, увидеть множество стран и городов, попасть в десятки интересных историй. Что для этого нужно? Не миллионы, а всего лишь палатка, велосипед, знание языка, любопытство и отвага. Это уже много раз показал известный ульяновский учитель-путешественник, объехавший мир на велосипеде, Владимир Кочетков. «Я иногда смотрю или рассказываю, вспоминаю и думаю: «Ничего себе! Как я остался жив-здоров?!», – говорит Владимир Кочетков, отмечая, что почти каждое путешествие в одиночку является авантюрой чистой воды. А началось все с походов по области, прозвища «Сурский Колумб» и поездки в Париж.

В 2011 году мы писали о путешествии Владимира Кочеткова по Южной Америке. Почитать его впечатления и посмотреть фотографии можно в нашем материале «Владимир Кочетков: после Южной Америки на многое смотрю по-другому». Новую статью мы посвятим путешествиям в целом: как раз об этом учитель географии из Сурского района рассказывал в ходе недавней встречи с ульяновцами во Дворце книги.

Все началось с походов

В книге Владимира Кочеткова «Урок географии» есть рассказ, посвященный первому походу. Он называется «Десять из десяти». Как вы думаете, о чем этот рассказ? Об ошибках, которые тогда были совершены.

DSCN0847

«Я был молодой, – рассказывает Владимир Кочетков. – Мне казалось, что все просто и все видят мир так же, как и я. Когда приходишь в школу, кажется, что все дети так же видят и ощущают, как я».

Но уже первый поход показал, что это не так. Достаточно сказать о том, что из двадцати собиравшихся в поход на старт пришли лишь десять, да и некоторые девочки – в туфлях, а не в кроссовках. В дальнейших походах, конечно, таких ошибок не было.

«Мы не выходим даже в самые небольшие походы без подготовки и тренировки», – говорит Владимир.

DSCN0859

Комментарии к фото Владимира Кочеткова: «Вот здесь меня тащит один из учеников». «Один из первых походов – страшно грызут комары. А мы считаем, что мы хорошо экипированы. А это наш первый поход с братом Сергеем. Сурский район. Сергей (брат) снимает, а я гребу».

Оформил визу и поехал в Париж

Далекие путешествия начались с интересной истории. Однажды на выпускном вечере ребята вручили ему подарок – карту под названием «Сурскому Колумбу». Он был удивлен: «Какой же я Колумб, если езжу только по родным местам?» (на тот момент он путешествовал по области). Так и зародилась мечта о том, чтобы на велосипеде исследовать и другие страны.

«Тотчас же приехал в Ульяновск, думаю: «Надо ехать в Париж». Оформил визу, собрался и поехал. Думаю, я съезжу, а потом будем говорить о Колумбах».

Так и поступил: сел на велосипед и поехал в Париж. И тут же начались приключения. К примеру, на польской границе вместо семи предполагаемых часов он провел 14!

«На границе нужно было подсаживаться к кому-нибудь в машину, это целая история! В той машине, куда подсел я, нашли контрабанду. Заодно проверили и меня. А что с меня взять? У меня только велосипед, да и то старый!

В Польшу приехал уже ночью. Пришлось искать место, где заночевать.

«Но ничего, в первом же попавшемся доме договорился с поляками: поставил палатку у них во дворе. Все было нормально».

После Европы Владимир поехал в Азию – в Монголию и Китай, потом и на другие континенты.

«Так потихоньку опыт и приобретается. А тогда, в первый раз, ходил по Парижу – такое впечатление было, что я во сне. Думаю, надо же – вот Париж!»

Учите английский!

Без английского языка в путешествиях сложно. Владимиру повезло – у него мама преподавала английский, но даже при этом ощущается недостаток лексикона. Да и английский знают не везде. В ход идет язык жестов. В Китае же пришлось особенно тяжело.

«Меня предупредили, чтобы я не пытался говорить китайские слова: их нужно произносить с определенной интонацией. В итоге мне написали несколько слов, чтобы я их показывал, а не произносил. Спрашиваю: «Почему? Я же прошу кипяток!». «Ты не кипяток просишь, ты обещаешь убить!».

DSCN0857

Кстати, Владимир рассказал, что даже слово «Здравствуйте» по-китайски учил произносить очень долго.

«Это не английский, где хоть и с акцентом, но тебя все равно поймут!».

Русский? Ленин?

«В Китае я ехал через такие места, где ловил себя на мысли о том, что здесь, наверное, Пржевальский последний проходил: где бы ни останавливался, тут же появлялись люди и начинали смотреть, как я ем ложкой, а не палочками, какая у меня белая, а не желтая кожа и т.д.»

То же самое – в лавке или на базаре: всегда собирается толпа: белый, тем более русский!

– О! Русский?!
– Русский!
– Ленин?
– Да, Ленин!

И все нормально, все хорошо.

В Индии пришлось продавать велосипед

«Я пришел на индийский рынок, говорю напарнику: продам свой велосипед вдвое дороже, чем твой. И так интересно было торговаться! Собрал толпу человек в сорок. В итоге я действительно продал им свой велосипед вдвое дороже. Секрет был в детском спидометре, который у меня был на велосипеде. Напарник снял его после покупки. Я же за этот спидометр взял с покупателя на тысячу рупий больше. А велосипед не ахти какой. Я только начал на нем ездить, у меня порвалась цепь!».

Кстати, цепь тогда пришлось покупать у местных мальчишек.

«Подошел к одному – хотел у него купить рупий за 50, второй тут же подбегает – думает: сейчас я его обману, и говорит: «100 рупий!». Хорошо, 100 рупий. Потому что это все равно намного дешевле, чем у нас. Это 50 рублей на наши деньги. Думаю, возьми. И он такой гордый мальчишка, обманул меня! А я думаю, пусть мальчишка порадуется».

В Австралии каждый второй предлагал помощь

Как-то в Австралии в кафе ребята-байкеры за соседним столиком краем уха услышали, что Владимир едет через пустыню на велосипеде.

«Говорят: «Да ты что! Это невозможно, мы на мотоциклах туда не едем!». Говорю им «Надо, я русский!». Они говорят: «А, русский…». Они подарили мне банку сока на дорожку и 50 долларов, которые пришлось взять, как я ни отказывался. Вообще же, ребята в Австралии хорошие. Когда я ехал через пустыню, останавливался каждый второй, спрашивал, не нужно ли чем помочь».

DSCN0845

Путешествие в одиночку является авантюрой чистой воды

«Я иногда смотрю или рассказываю, вспоминаю и думаю: «Ничего себе!». Как я остался жив-здоров?!», – говорит Владимир.

Действительно, в любом путешествии может случиться всякое, что уж говорить, если едешь один, да еще и на велосипеде с ночевками в палатке. Владимир говорит, что бывало всякое, но всегда помогает позитивный настрой.

«Главная заповедь в школе: кладешь руку на ручку двери и снаружи оставляешь все. Заходишь в класс другим человеком, ты просто учитель географии. Это должно быть в обязательном порядке. Никакой агрессии, никаких проблем. Ведь когда заходишь в аудиторию, агрессия передастся всем, а, если я не хочу быть агрессивным, то это тоже передастся всем. Та же самая картина – в дороге. У меня никогда не было агрессивного состояния».

И хотя Владимир говорит, что в путешествиях происходит больше хороших встреч, неприятности все же были. Так, в прошлом году Владимир с женой ездил по северо-западу США на велосипедах, они побывали в чрезвычайно опасном районе чернокожих. Из австралийской деревни, где он покупал бумеранг, ему пришлось уносить ноги, иначе его бы ограбили. Как-то у него пытались украсть камеру.

Но опасны и звери

Впрочем, опасаться стоит не только людей. Владимир вспоминает, как ему приходилось видеть опаснейшую четырехметровую медноголовую змею – самую страшную в Южной Австралии. А в Америке случайно наехал на гремучую змею.

В национальном парке Йосемити пришлось столкнуться с медведем.

«Меня предупредили не оставлять еду в кэмпинге, а класть в железный холодильник, а то приходит черный медведь-барибал и везде лазит в поисках еды. Утром я просыпаюсь, слышу кто-то шарит у соседей, посудой гремит. Открываю палатку – медведь! Огромный, мохнатый. Думаю: «Ничего себе!». Закрыл палатку, лег и думаю: «Я в домике, все нормально! Как в детстве. Он ходил-ходил рядом, сопел. А дело все было в том, что меня угораздило поставить палатку в трех шагах от холодильника с едой!».

И еще одна опасность связана с антисанитарией в ряде стран. Владимир неукоснительно соблюдает требования: обрабатывает все спиртом, не пьет сомнительную воду и т.д.

Приходилось иметь дело и с полицией

В Калифорнии Владимиру, чтобы сократить путь, пришлось рискнуть и проехать по скоростной автостраде – хайвэю. На это уходило всего 12 минут.

«Я знаю, что полиция появляется через 11 минут, и я знаю, что они появятся. Гоню на велосипеде, проскакиваю через мост, но появляется полиция. И там нельзя притвориться, что не знаешь».

После объяснений Владимира с того хайвэя проводили полицейские и проконтролировали, по той ли дороге он поехал дальше.

Опять же в Калифорнии ему пришлось стоять с поднятыми руками, а полицейский, доставая паспорт из кармана, держал руку на кобуре.

DSCN0846

Как же удается путешествовать на зарплату учителя?

«Во-первых, я много занимаюсь физкультурой и физически нормально подготовлен. Это обязательная составляющая. Меня, например физикой не взять. Второе – для меня остановиться в палатке, приготовить еду на горелке не составляет руда. Я не раб еды, комфорта, отелей. Я останавливаюсь там, где получится. Из расчета тех денег, которые у меня есть».

Кстати, в первый раз в Америку он поехал на одолженные у друга деньги. В ту поездку пришлось поработать в магазине на Брайтоне.

«Шел по улице и спрашивал, где нужны рабочие, так и нашел».

А потом, после Америки, появились спонсоры. Он отмечает, что на начальном этапе его многим ни о чем не говорило, а сейчас, если просит на путешествие со школьниками, нередко помогают.

Куда же дальше?

Владимир Кочетков говорит, что планирует лишь на 15 минут, да и то это не планы, а надежды на то, что что-то сбудется. Вот и сейчас он говорит лишь о том, куда бы ему хотелось поехать. Это Новая Зеландия, Канада, остров Пасхи. Этим летом, по инициативе местного отделения Русского географического общества, он может стать руководителем велопробега от Баренцева до Черного моря «Север-Юг».

Когда про Владимира Кочеткова говорят, что он объехал весь мир, он отвечает, что весь мир объехать невозможно.

«Мне довелось бывать на разных континентах, кроме Антарктиды. Естественно, это детская мечта. Ну, кто в детстве не мечтает побывать где-то далеко? И мне тоже всегда хотелось».

DSCN0844

«Стоило накатать 100 тысяч километров, чтобы понять, что счастье это то, что я вижу солнце, это ветер, это люди, общение. И то, что мне удалось еще и увидеть мир, конечно, счастье. Ведь другой жизни у меня не будет. Я пытаюсь совместить, чтобы было интересно, и не бесполезно. Не зря говорят, что учитель – не тот, кто учит, а то, кто живет, как учит. И дети идут ко мне, в том числе за общением».

Владимир Кочетков комментирует небольшое видео о местах, в которых они побывали со школьниками:


Юлия Узрютова