В Ульяновской области появится Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года.
В начале марта, после осмотра строительной площадки жилого дома по ул. Транспортной, 14, где губернатору Ульяновской области был представлен проект застройки территории в Железнодорожном районе, Сергей МОРОЗОВ поручил разработать Стратегию развития строительной отрасли региона до 2030 года. Согласно представленному проекту застройки, на данный момент на осваиваемых участках расположено 150 аварийных и ветхих строений, 250 человек из 27 домов уже расселены. Планируется дальнейшее комплексное освоение данной территории.
Напомним, что год назад премьер-министр Дмитрий МЕДВЕДЕВ поручил главам Минстроя, инэкономразвития, Минпромторга и Росстандарта подготовить Стратегию инновационного развития строительной отрасли. Кроме того, ведомствам было дано задание обеспечить гармонизацию российских и европейских стандартов в области строительства (еврокодов) в целях применения передовых инновационных технологий и материалов, в том числе обеспечивающих ресурсосбережение и повышение энергоэффективности зданий и сооружений. И эта работа должна быть выполнена до конца 2015 года. Ждем, однако никто не мешает уже сейчас применять энергосберегающие технологии и материалы при строительстве жилья.
На данный момент в Интернете существует отдельный сайт, посвященный Стратегии развития строительной отрасли-2030, где можно почитать ее концепцию уже в третьей редакции. Работа над документом продолжается. К слову, любой желающий может внести свои предложения через обратную связь.
В концепции детально изложены «болевые точки» отрасли. Причем для решения большинства из них не требуется каких-то грандиозных дорогостоящих мероприятий или инвестиций. Многие вопросы могут быть решены на бумаге, то есть через принятие поправок в соответствующие документы. Так, например, в концепции отмечается, что в Градостроительном кодексе отсутствует раздел «Экономическая основа градостроительной деятельности», а в проектах строительства – раздел «Экономика эксплуатации». И это приводит к тому, что стремление снижать стоимость строительства происходит без мотивации к снижению расходов на эксплуатацию. Проще говоря, это заставляет повышать этажность и плотность застройки, при этом используя проектные решения и материалы, которые не отвечают климатическим условиям нашей страны, что в разы повышает энергозатраты.
Чем выше этажность дома, тем дороже он обходится при эксплуатации, говорится в документе. Например, для 17-этажного крупнопанельного жилого дома потребление тепла составляет четвертую часть общего годового теплопотребления здания, а оставшиеся три четверти приходятся на вентиляцию и горячее водоснабжение (кроме того, требуется утилизация сбросного тепла вентиляционных блоков). И вывод: современное состояние регулирования градостроительной деятельности практически никак не мотивирует строительную отрасль к снижению расходов на эксплуатацию построенных объектов. Грубо говоря, построили как можно ближе друг к другу высоток, да из материалов подешевле, чтобы больше получить прибыли, – и ладно! А сколько потом жители таких домов будут платить за коммунальные ресурсы – это уже застройщиков не волнует.
Проблема теплоснабжения в нашей стране всегда решалась с учетом плотности проживания населения, через централизованную систему – от ТЭЦ или квартальных котельных. И до сих пор используются устаревшие алгоритмы обеспечения энергоресурсами объектов капитального строительства, продолжают консервировать низкую энергоэффективность. В сравнении с индустриально развитыми странами экономика России в настоящее время потребляет энергоресурсов в 3-4 раза больше на единицу произведенной продукции и в 7-8 раз больше на 1 кв. м жилой площади. Транспортирование тепловой энергии к потребителям производится по длинным трубопроводам, где теряется значительное количество тепла. Стоимость строительства и эксплуатации теплотрасс велики, а их эффективность не превышает 60%.
Вызывает беспокойство и удорожание стройматериалов, бензина и транспортных перевозок, которые также влияют на цену квадратного метра. Чтобы поддерживать конкурентную себестоимость, застройщикам приходится идти на сокращения расходов за счет качества строительно-монтажных работ. Избыточные затраты на материалы и ГСМ вынуждают предпринимателей сокращать затраты на дорогостоящих специалистов – носителей новых технологий, а значит, и ограничивать объем внедрения новых технологий на строительной площадке.
– В новых экономических условиях строительной отрасли как локомотиву экономики уделяется особое внимание, – отметила председатель Комитета по строительству, промышленности, транспорту и дорожному хозяйству Законодательного Собрания Ульяновской области Алсу САДРЕТДИНОВА. – Наш профильный Комитет, со своей стороны, регулярно анализирует изменения в федеральном законодательстве – Градостроительном и Земельном кодексах, чтобы своевременно обновлять региональную нормативно-правовую базу. Сегодня ее необходимо существенно изменить. Речь идет о новых градостроительных нормативах, о правовом обеспечении программы «Жилье для российской семьи», о снижении административных барьеров. На федеральном уровне количество процедур для получения разрешения на строительство снижено с 220 до 124, этот процесс продолжается. Наш Комитет также дал рекомендации профильному Министерству совместно с муниципалитетами уточнить процедуры и регламенты, чтобы облегчить жизнь строителям и не заставлять их ходить по кабинетам. Нужны четкие, понятные и прозрачные правила игры.
На совещании, которое состоялось после осмотра строительной площадки, заместитель министра строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Олег ГРИШИН сказал, что в рамках программы «Жилье для российской семьи» по итогам двух конкурсных отборов определены восемь застройщиков с 11 земельными участками. Общая площадь жилья экономкласса планируется в объемах более 351 тысячи кв. м.
И.о. директора ОАО «Ульяновская областная корпорация ипотеки и строительства» Альбина ГУСЕВА сообщила, что кредитование участников программы будет вестись на льготных условиях со ставкой 13,16% на срок до 30 лет. В регионе планируется реализовать пилотный проект «Ипотека от застройщика», который предполагает предоставление застройщиком рассрочки платежа за квартиру на условиях ипотечного кредита, что является дополнительной мерой поддержки строительных организаций.
Также на совещании было озвучено намерение властей выделять земельные участки под отдельные приоритетные региональные проекты в аренду без проведения торгов, с установлением пониженной ставки налога на прибыль и льгот по земельному налогу. Правда, пока эти меры еще обсуждаются. По словам самих застройщиков, в регионе и так созданы благоприятные условия для развития строительной отрасли, и все, что им нужно от властей, – это лишь выделенный участок земли, а все остальное они сделают сами. У властей же на это есть иные соображения, в частности необходимо обновление (реновация) жилого фонда, особенно такого, который дешевле снести и построить новый дом, чем его ремонтировать.
Алексей Николаев