У каждого города есть свои предания, переходящие из поколения в поколение. Какие истории рождены в наших местах – рассказывает выставка в Музее народного образования. Организаторы постарались собрать симбирские легенды и, по возможности, раскрыть тайны, по сей день волнующие наших земляков.

“Симбирск” или “Синбирск”?
10 февраля 1648 года царь Алексей Михайлович “указал, и бояре приговорили” отправиться оружейничему Богдану Хитрово в понизовые города для охраны русской границы от нагайских татар и “для строения новых городов и засечных крепостей от реки Барыш до реки Волги”. Это распоряжение и привело к основанию Симбирска – город начал строиться на высоте 145 метров в междуречье реки Свияги. Но со дня основания и до конца XVIII столетия город назывался Синбирском, а не Симбирском. Существует несколько версий, почему название изначально было иным. По одной из них, слово “Синбирск” произошло от имени основателя древнего города – булгарского князя Синбира, по другой – от чувашских слов, означающих “белая гора”, по третьей – от скандинавских слов “sinn” – путь, и “biarg” – гора или “birg” – береза. Так откуда же появилась буква “м”? Вероятнее всего, со временем буква “н” трансформировалась в “м”, как более благозвучную. Но есть легенда, что Екатерина II сделала ошибку в слове “Симбирск” и никто не посмел ее поправить.

Клио – жена Карамзина?
Мы часто проходим мимо сквера Карамзина и, соответственно, памятника этому выдающемуся историку, поэту, писателю, созданного скульптором Самуилом Гальбургом по инициативе симбирских дворян в 1845 году. На пьедестале из красного полированного гранита видим бронзовую фигуру музы истории Клио (одной из девяти муз греческой мифологии), на лицевой стороне пьедестала, в круглой нише – бюст Карамзина, по боковым сторонам – два медных горельефа, сюжетом которых послужили реальные события из жизни писателя. Отличается ли восприятие этого памятника нынешними жителями Ульяновска от восприятия их предков?

О том, как относились к сооружению в далеком 1898 году, писал историк-краевед Павел Мартынов: “Памятник составляет одно из лучших украшений города Симбирска, но, к сожалению, аллегорический характер, приданный этому памятнику, значительно уменьшает производимое им впечатление. Постановка статуи Клио и изображение лиц на барельефе в ненатуральном положении и полуобнаженными, представляется совершенно непонятным не только народу, но и большинству людей грамотных. Простой народ, не имея понятия о музе Клио, считает статую изображением жены покойного историка, и, вообще, благодаря этой статуе, весь памятник известен в народе под названием “чугунной бабы”; а значение барельефов едва ли могут объяснить и интеллигентные люди, не знакомые с подробностями составления проекта памятника”.

Симбирский провидец
Андрей Блаженный, считающийся небесным покровителем Симбирска, – реальный исторический персонаж. Андрей Ильич Огородников родился в семье бедного симбирского мещанина Ильи Ивановича Огородникова в 1763 году. Родители его, особенно мать Анна Иосифовна, были людьми очень набожными и воспитывали детей – Андрея, его старшего брата Фаддея и сестру Наталью, в православной вере.

Еще в младенчестве у Андрея проявился дар прозорливости (он всегда безошибочно сообщал домашним о времени возвращения матери с богомолья). С семи лет, до того носивший обычную одежду, Андрей перестал пользоваться ею и стал надевать шившиеся ему с тех пор длинные рубахи, служившие единственным прикрытием его наготы. В любую погоду Андрей ходил без обуви и головного убора.

С семи же лет мальчик начал свое постничество – в пищу в продолжение всей жизни он употреблял лишь хлеб и разваренные сухие ягоды, а по праздникам – чай с медом, и принял обет молчания – “разговаривал” при помощи жестов и отдельных звуков, хотя не был лишен дара речи.

Всю свою жизнь Андрей был прихожанином Спасо-Вознесенского собора. К этому храму блаженный относился с особым трепетом: мог всю ночь (даже зимнюю) молиться, стоя под стенами собора или на его колокольне, а иногда его видели ползающим возле ограды храма и целующим ее низенькие столбики. Андрей Блаженный укрощал свою плоть, передвигаясь только бегом, а если и стоял на месте, то раскачивался, подобно маятнику. Спал он всегда очень мало, на досках или голом полу, ничего не подкладывая под голову. Некоторые поступки блаженного казались окружающим странными и безрассудными, но всегда приводили к благу. Например, вытащив кляп из бочонка с маслом в лавке торговца, Андрей сохранил людей от смертельной опасности, так как в опустевшем бочонке нашли мертвую змею. В другой раз, вбежав в дом одной мещанки, блаженный выхватил из печки раскаленный чугунок со щами и, разбив его, убежал. На дне разбитого сосуда обнаружили огромного паука. Часто блаженный хватал руками раскаленный металл, целовал кипящий самовар, нередко обливаясь при этом кипятком, но все это не причиняло ему ни малейшего вреда.

Андрей Блаженный неоднократно исцелял болящих и страждущих, обращавшихся к нему с просьбой о молитве. Возвращал здоровье, давая съесть больному кусок поданного ему ранее хлеба. Блаженному были открыты самые потаенные уголки человеческой души. Когда о поданной ему монетке человек в душе сожалел, Андрей безошибочно находил ее в кармане среди других и возвращал дарителю. Отказавшись от разговора, он пророчествовал знаками или жестами. Если подавал кому-либо щепочки или ложился на чьей-то постели со скрещенными на груди руками, это означало скорую смерть человека.

Конечно, не все симбиряне сразу поняли значимость юродивого. Блаженный Андрей смиренно и кротко переносил все поношения, издевательства, а то и побои: стоял, потупя взор и опустив голову. Бытует легенда, согласно которой няня крестника Андрея Ильича осуждала его однажды: “Какой он святой, все чай пьет”. Вскоре после этого Андрей пришел к ней домой, напился помоев из лохани и скрылся.

Когда началась война 1812 года и многие симбиряне, желая узнать о судьбе своих близких-воинов, поехали к прозорливым старцам и в том числе к преподобному Серафиму Саровскому, неожиданно услышали: “Что приходите ко мне, убогому? У вас лучше меня есть – ваш Андрей Ильич”.

“Так вот ты какой…”
На территории Радищевского района растет удивительно красивое растение, занесенное в Красную книгу – пион тонколистый. Это одно из очень немногих мест, где сохранились дикорастущие поля пиона. Период цветения пиона тонколистого обычно приходится на конец мая, но длится недолго – одну-две недели. Когда распускается этот цветок, холмы покрываются алым цветом. Существует версия, что в своей сказке “Аленький цветочек” наш знаменитый писатель-земляк Сергей Аксаков описал именно это растение. “Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных соболей сибирских, ни ожерелья бурмицкого, ни венца самоцветного, ни тувалета хрустального, а привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете”, – просит в сказке отца младшая дочь.

Сюжет Аксаков придумал не сам – он услышал историю от няни во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести “Детские годы Багрова-внука”. “Скорому выздоровлению моему мешала бессонница… По совету тетушки позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать… Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная… села у печки и начала говорить, немного нараспев: “В некиим царстве, в некиим государстве…”

Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об “Аленьком цветочке”. С этих пор, до самого моего выздоровления Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок”.

Помимо этих и других легенд на выставке представлены предметы из фондового собрания музея-заповедника “Родина В.И. Ленина”. К примеру, гравюры с изображением императрицы Екатерины II и предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева, старинные монеты, найденные на территории Ульяновской области.

Валентин ЛИСТОВСКИЙ