Мы продолжаем рассказывать о том, что происходило в Ульяновске в годы Великой Отечественной войны. Сегодня речь пойдет об эвакуированной в наш областной центр Московской Патриархии во главе с митрополитом Сергием (И. Н. Страгородским).
В Берлине к митрополиту Сергию отношение было недвусмысленное, ведь в своих патриотических воззваниях он сравнивал Гитлера с Иродом. Поэтому, согласно приказу обергруппенфюрера СС Гейдриха от 16 августа 1941 года, при захвате Москвы митрополит Сергий подлежал немедленному аресту. Советские же власти боялись, что если он займет лояльную позицию по отношению к немцам, то при его большом авторитете это повлечет за собой негативные последствия.
Протоиерей А.П. Смирнов в книге “Патриарх Сергий и его духовное наследство” (1947 г.) вспоминал, что блаженнейший митрополит Сергий выразил желание не уезжать дальше любимой им реки Волги. Учитывая это, власть, предполагавшая создать центр Московской Патриархии в городе Чкалове (Оренбурге), решила перенести его в Ульяновск. По другой версии, причиной смены маршрута стало плохое самочувствие митрополита в пути. Как бы то ни было, в октябре 1941 года руководство церкви было эвакуировано из Москвы в Ульяновск.
Оказавшись здесь, митрополит Сергий продолжил свою патриотическую и пастырскую деятельность. Из Ульяновска прозвучал его призыв о сборе пожертвований в фонд обороны и помощи Красной Армии. Еще из Москвы, а теперь и из Ульяновска, местоблюститель внимательно следил за ходом событий на фронте. 30 декабря 1942 года митрополит Сергий обратился ко всем архипастырям, пастырям и приходским общинам с призывом жертвовать средства на сооружение танковой колонны имени Димитрия Донского. На собранные Русской Церковью средства было изготовлено 40 танков “Т-34” и создана эскадрилья самолетов имени Александра Невского. Верующие передали в фонд обороны страны деньги, драгоценности, вещи, продукты.
Как ни странно, именно война положила начало возрождению церковной жизни в Ульяновске. До этого на протяжении целого десятилетия церковь в нашем регионе уничтожалась. А за годы войны в епархии вновь открылись около полутора десятков храмов, чему в значительной степени поспособствовал митрополит. Находясь в Ульяновске, митрополит Сергий много времени уделял молитве. По воспоминаниям его келейника архимандрита Иоанна (Разумова), как-то раз он сильно заболел и слег в постель. В эти дни происходили решающие бои под Сталинградом. В ночь на 2 февраля 1943 года митрополит вдруг поднялся с постели и с трудом положил три поклона, воссылая благодарения Богу. Когда владыка вновь ложился в постель, то вдруг произнес: “Господь воинств, сильный в брани, низложил восставших против нас. Да благословит Господь людей своих миром! Может быть, это начало будет счастливым концом”. Наутро по радио все услышали весть о разгроме фашистских войск под Сталинградом.
В июле 1943 года состоялось предсоборное совещание иерархов Московской Патриархии, на котором митрополит Сергий был рекомендован к избранию Патриархом Московским и всея Руси. 31 августа он возвратился в Москву, где состоялась его встреча со Сталиным, имевшая поворотное значение для положения всей церкви.
В это время, кстати, была вновь образована самостоятельная Ульяновская область, ее преосвященным был определен епископ Дмитрий (Градусов).
Избранный 8 сентября 1943 года на пост патриарха, Сергий 15 мая 1944 года скончался. На его место заступил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий.