Изучение судебного процесса ОАО «Ульяновскэнерго» против Главрегионнадзора выявило просто беспрецедентную вещь, которая нам, к примеру, казалась до сих пор невозможной.
Суд был по поводу начислений жильцам платы за электроэнергию в обход управляющих компаний, что Главрегионнадзор расценил как нарушение жилищных прав граждан и предписал «Ульяновскэнерго» прекратить эту практику (подробней см. текст «Это подрыв правовых основ государства», «СК» за 21.03.2015 г.). Решив сокрушить Главрегионнадзор, монополия обратилась в арбитражный суд, который принял, на наш взгляд, решение, не соответствующее ни фактическим обстоятельствам дела, ни букве закона – иск «Ульяновскэнерго» был удовлетворен.
При этом, как оказалось, суд рассматривал его даже без уплаты «Ульяновскэнерго» госпошлины! Пусть попробует любая организация в области добиться принятия иска к производству при таких условиях – ее наверняка развернут. И будут разворачивать до тех пор, пока не предъявит оригинал платежного поручения об оплате.
Если заплатит по незнанию сумму меньшую, чем положено по закону, снова развернут – для доплаты.
«Ульяновскэнерго» же еще на этапе подачи заявления ходатайствовало об отсрочке уплаты пошлины «в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете». Речь шла о двух тысячах рублей, и, представьте, суд ходатайство удовлетворил!
Процессуальный кодекс отсрочку допускает, но в данном случае рассмотрение дела по «бедности» велось по заявлению коммерческой организации с оборотом в сотни миллионов рублей. Гендиректор ОАО получает, по неофициальным сведениям, до миллиона рублей в месяц. Что это ОАО должно было сделать с судьей, чтобы он отсрочил уплату пошлины в две тысячи рублей на шесть месяцев в процессе против бюджетной организации, каковой является Главрегионнадзор? Директор Гейко ползал перед судьей на коленях, прикрывая дыры на прохудившихся штанах? Или, может быть, приставил служителю Фемиды дуло пистолета к виску и держал, пока он не записал в определении, что ходатайство удовлетворяет? Или плакал горькими слезами, следы от которых и сейчас еще можно видеть в коридорах арбитражного суда?
Пошлина поступает, как известно, в бюджет, почему и называется государственной. В тот самый бюджет, который стремительно худеет, что ведет к сокращению штатов и зарплат в государственных организациях, к сокращению медицинских услуг населению, к закрытию медучреждений и учреждений образования, к сворачиванию социальной помощи и всяческих программ развития территорий. А тут…
Коммерсанты из «Ульяновскэнерго», возможно, заведомо, еще до всякого суда, знали, каким будет его исход (что не менее беспрецедентно, чем принятие иска без оплаты пошлины), и не могли отказать себе в удовольствии поглумиться и над Главрегионнадзором, на который переложили уплату пошлины, и над бюджетом, и над государством, и над его населением, из чьих налогов складывается бюджет. И все это вот так – одной левой.
Василий Мельник