Вечером в пятницу, 27 марта, в столице Черногории городе Подгорице был сорван отборочный матч чемпионата Европы-2016 по футболу между сборными Черногории и России. Сорвали игру болельщики бывшей югославской республики, забросавшие наших игроков горящими файерами и травмировавшие вратаря Игоря Акинфеева. Событие вроде бы спортивное, но мы выносим его на первую полосу, поскольку речь пойдет, по большей части, о политике.

То, что случилось на этом матче, то ожесточение, с которым черногорцы встретили российскую сборную и ее болельщиков, больше, чем просто футбол. Это, на мой взгляд, лакмус, показавший кардинальное изменение отношения к россиянам за рубежом. И для нас должно быть вдвойне обидно, что сработал лакмус именно в Черногории, крохотном православном государстве, бывшем некогда ближайшим союзником России. До 1917 года это была вообще почти что часть Российской империи. Правящий княжеский дом Черногории был в кровном родстве с Романовыми: российские великие и просто князья женились на черногорских княжнах, а представители Черногории, в свою очередь, – на княжнах из рода Романовых. Черногорцы состояли на службе – в основном военной – в России.

После югославских катаклизмов и распада СССР отношения между русскими и черногорцами сохранились по преимуществу дружественные. Наши с удовольствием ездили на черногорское побережье Адриатического моря отдыхать, покупали там дома: как и на всем европейском юге, в республике очень красивая природа и хороший климат. Правительство Черногории вводило для россиян безвизовый режим, и, казалось, ничто не могло омрачить эту российско-черногорскую идиллию.

Так что же случилось такого, что черногорцы попытались поджечь файером Игоря Акинфеева (на первой минуте матча), а потом, после перерыва, бросили на поле нож? Случились, думаю, Крым, а затем кровавая бойня в Донбассе, от которой наши не пытаются уже и открещиваться. Все это воспринято цивилизованным миром как немотивированная и неприкрытая агрессия. И нам, вероятно, врут, рассказывая, что та же Европа не однородна в отношении к войне в Украине и к России, что есть страны, где наша позиция находит понимание, и эти страны нас даже поддерживают. Мордобой в Подгорице говорит, однако, об обратном – нас ненавидят теперь даже наши православные братья. Фанатов сборной Черногории не остановило и то, что своей акцией они поставили, скорее всего, крест на продвижении команды в Евро-2016.

В общем, Акинфеев и его коллеги по сборной расплачиваются, на мой взгляд, за нашу политику на Украине, как раньше за нее начали расплачиваться госслужащие и сотрудники правоохранительных структур, их жены, дети и члены семей в целом, которым перекрыли путь за границу. Как платим за нее все мы – тотальным обнищанием. Да, возможно, правящие круги Черногории и не разделяют мнения болельщиков, но болельщики – это народ, а его мнение в любом случае придется учитывать. Не удивлюсь, если этот простой народ в дальнейшем только усилит давление на политиков и функционеров спорта и добьется-таки бойкота чемпионата мира по футболу 2018 года, который, по планам, должен состояться в России. И я бы на месте наших властей во избежание пустых расходов на этот чемпионат от него отказался. Пока не поздно. А то вбухаем очередные сотни миллиардов, а приедут китайцы да Северная Корея, и вместо нашего триумфа будет наш большой конфуз. Чего ждать-то, если уж даже некогда родная Черногория отворачивается. И отворачивается довольно резко.

Андрей Семенов