Правительство региона надеется с помощью подписания соглашений договориться с муниципалитетами о повышении зарплат на предприятиях в районах. К сожалению, гарантированно повлиять на этот процесс сложно. Однако обязательства по индексации оплаты труда на крупных и средних предприятиях в течение 2015 года на десять процентов остаются под контролем.

Соглашения, по которым муниципалитеты взяли на себя обязательства по выполнению целевых индикаторов социально-экономического развития на 2015 год, были заключены между правительством, администрациями районов и городских округов в конце марта. Эти документы устанавливают определенные требования к муниципалитетам: так, объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения для всех районов должен остаться, как минимум, на уровне 2014 года, а среднемесячная номинальная зарплата работников крупных и средних организаций быть не ниже 110 процентов относительно уровня 2014 года. Есть и обязательство по недопущению роста задолженностей по зарплате.

Однако лишь несколько крупных производств в регионе могут официально заявить, что у них есть необходимая по нынешним временам загрузка, да и те вряд ли будут спешить с повышением уровня оплаты труда лишние расходы ни к чему.

Как на одной из пресс-конференций заявил министр сельского и лесного хозяйства Александр Чепухин, единственное, что не дорожает в том же сельском хозяйстве – это рабочая сила. Оговорился, конечно, что «пока не дорожает» – но это, скорее, показатель того, что министр понимает, что по-хорошему надо бы в кризисный период обезопасить людей от нищеты, подняв зарплаты.

Между тем все статистические показатели выступают против повышения зарплат: так, в январе впервые за долгое время сальдированный финансовый результат предприятий (их прибыль минус убыток) оказался в минусе – раньше все-таки удавалось добиваться положительных результатов. Причем в серьезном минусе: четыре с лишним миллиарда рублей! Из 411 предприятий, которые рассматривает Ульяновскстат, 155 в январе оказались в убытке, а те, что все-таки сохранили положительное сальдо в финансах, явно зарабатывают мало скорее, сводят концы с концами. Так, 45 предприятий, специализирующихся на оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, заработали на всех 35 млн рублей, в то время как 45 предприятий, которые занимаются операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, ушли в глубокий минус, оставшись должны по итогам января более 800 млн рублей.

Еще одна проблема: серьезное падение объемов розничной торговли. Здесь, только по официальным данным, в сравнении с январем-февралем 2014 года произошло снижение покупательской активности на 12 процентов, причем тенденция – к снижению оборотов, а не к повышению. А уж если сравнивать обороты в рознице с декабрем, то цифры будут совсем печальными.

И безработица растет – вместо того, чтобы повышать зарплаты, предприятия вынуждены сокращать работников. Летом полторы сотни человек уйдут со станкостроительного завода, весной сократят 250 человек на димитровградском «Химмаше», на волоске висят новомайнский «НОМАТЭКС» и мелекесский «Симбирск-Бройлер»… Этих работников статистика по зарплатам не учтет, но очевидно, что многие не только могут лишиться работы, но и оказаться в списке людей, которым должны деньги – просроченная задолженность по зарплате растет. Пока сухая статистика говорит, что за январь 2015 года зарплата выросла по отношению к январю 2014 года всего на 5,8 процента – это при инфляции-то почти в 20 процентов! И муниципалитеты уже не выполняют обязательств по повышению уровня оплаты труда: согласно данным департамента занятости населения области, темп роста выше установленного на 2015 год целевого показателя сложился всего в трех муниципальных образованиях: в Кузоватовском – на 1,2 процента, в Инзенском и Майнском районах – на 0,4 процента. А ниже – во всех остальных: в Цильнинском – на 16,3 процента, в Чердаклинском – на 8,6 процента, в Мелекесском – на 6,8 процента…

Сергей Гурьянов