В воскресенье на сцене Большого зала Мемцентра впервые выступил Юрий Шевчук со своей группой ДДТ. Концерт, который дал коллектив, поразил весь зал своей мощью, искренностью и человечностью одновременно.
«А нас как-то и не пускали сюда»
В город Юрий Шевчук с группой приехал за сутки до концерта – 28 марта, в субботу.
– Мы здесь не были никогда и думали, что можно поиграть ключевые песни из старых альбомов группы, – сказал Юрий Шевчук. – Но это получился бы совершенно другой концерт, а он у нас все-таки на основе «Прозрачного». Но старых песен побольше сыграем.
– Почему до сих пор никак не могли добраться до Ульяновска? – спрашиваем у лидера группы ДДТ.
– А нас как-то не пускали сюда, что ли… Пару раз мы сюда стремились, когда у нас проходили туры, но все не получалось.
– Вас в прошлом году в пару других городов не пустили, как вы признавались. Это что, тенденция? Не только ДДТ ведь не может попасть в какие-то города… – Бывает иногда, что не пускают. Не сказал бы, что это тенденция – это зависит от местных начальников. У кого-то в фаворе другие артисты.
Шевчук теперь себя везде называет: «Юра, музыкант». Собственно, и выглядит очень просто: неброские шапочка, толстовка; одежда скорее удобная. Разговаривает со всеми одинаково – спокойно и приветливо.
Впереди были сутки на подготовку к концерту – и все ломали голову, что же тут столько времени делать? Гулять, разве что? Привыкли, что артисты приезжают в день концерта, выходят на голую сцену со своими инструментами, потом быстро сворачиваются и уезжают. На следующий день стало ясно, что Юрий Шевчук – музыкант другого масштаба: тонны оборудования, свой звук, серьезная подготовка… Все, чтобы концерт был удачным.
– Мы очень рады, что наконец попали в ваш город, – сказал Шевчук журналистам у гостиницы. – Будет концерт с хорошим звуком. Зал сидячий, но найдем место, где можно потанцевать. Группа у нас молодая, ну а я Кощей Бессмертный.
«Нет, не рабы мы!»
Когда люди прошли в битком набитый зал Ленинского мемориала, стало ясно, что группа делала целые сутки: сцена изменилась до неузнаваемости. Она, исполненная еще советским пафосом, превратилась в настоящую площадку для хорошего рок-концерта: по краям огромные колонки, два экрана, занавес скрылся за большой надписью «ДДТ» и осветительными приборами. Ленинский мемориал на два часа стал местом, где играет ДДТ.
Зрители подходили неторопливо: в 18.00, когда должен был начаться концерт, еще крутились в холле – привыкли, что большие артисты всегда начинают с опозданием на 15-30 минут. А Шевчук вышел ровно в 18.00 на сцену и сказал: «Начнем со слова». И продекламировал стихотворение из своей предыдущей, более жесткой программы «Иначе» под названием «Проводник»: «Куда они все едут? Что влечет нас всех в пространствах этих дальних, что в этих городах суицидальных, где точно все и все так любит счет? Там все конечно, кроме пустяков, что вечностью особенно любимы. И хочется простить мне остряков, в пространство бросивших: «Нет, не рабы мы!», «Нет, не рабы мы!», «НЕТ, НЕ РАБЫ МЫ!».
На этом стихотворении Юрий Шевчук сразу показал свое отличие от прочих звезд эстрады – на остальных концертах охранники и близко не пускают поклонников к сцене – Юрий Юлианович сам спустился в зал, прошел, здороваясь за руку с сидевшими в партере, и поднялся с микрофоном в амфитеатр.
Работа с залом вообще одна из важнейших составляющих концерта ДДТ – Шевчук не только поет, он еще очень много говорит. Постоянные переклички, когда солист поет фразу, а зал за ним повторяет, какие-то короткие рассуждения о том, как важно оставаться человеком, оставаться настоящим. И люди приняли музыканта – да так, что с середины концерта вечно сидящий, спокойный зал вдруг вскочил и стал вытанцовывать – сначала под старые песни, а потом и под новые. ДДТ в Ульяновске ни разу не было, но знают группу здесь не меньше, чем в других городах – поэтому, когда Шевчук замолчал во время припева песни «Ветер», предоставив слово залу, публика не подкачала и спела хором.
Надо сказать, Шевчук не слукавил, когда сказал, что группа у него молодая: кроме того, что все музыканты у него не возрастные, ДДТ в принципе играет современную музыку, не остановившись в развитии в 90-х, как это сделали многие их коллеги. Звук, свет – все было сделано на высшем уровне, да и сам Юрий в отличной форме – по сцене он двигался как раз на уровне своих 90-х. Хотя Шевчуку-то уже 57 лет.
«Не так уж скверно все, не так уж плохо»
Но главное в концерте – это все-таки его смысловое наполнение. Большинство песен Шевчука по-прежнему о России – это острая социальщина, это пейзажные зарисовки, это восхищающее урбанистическое величие Питера, о котором Юрий пишет очень часто, это песни о героях – людях, которые погибали за эту страну в 40-е. Он и в жизни такой же активный гражданин: не стесняется в интервью говорить то, что думает, ходит на марши несогласных. При этом – патриот. По-настоящему радеющий за страну и не собирающийся ее менять на другую.– И очень показательно, что в середине концерта весь зал сначала хором поет: «Свобода, свобода, так много, так мало.
Ты нам рассказала, какого мы рода…».
А под конец – все так же хором: «Родина! Еду я на Родину, Пусть кричат – уродина, А она нам нравится…».
В этой песне, кстати, образ Родины претерпевает небольшую метаморфозу: сначала поется «хоть и не красавица», а потом – «спящая красавица». Год назад в интервью он сказал фразу, фактически объясняющую эту оптимистичную замену в знаковой песне: «Я глубоко убежден, что человек на нашей российской земле в итоге преодолеет свою инертность и в результате – беспредел чиновников, коррупцию, цинично пожирающие наши жизни». Оптимизм во время жестокого кризиса, желание остаться в это время Человеком – это и стало эмоциональным лейтмотивом всего концерта.
Перед песней «Танцует солнце» из нового альбома Шевчук рассказал залу об одном из важнейших качеств русского человека: – Когда все плохо, когда все сгорело, и ты уперся лбом во все стены мира, выхода, кажется, нет, и с неба не дождь, а пепел, все пропало – деньги, жена… А ты говоришь себе: «Юрок, а жизнь-то хорошая штука!».
И спел песню, которая кончается фразой: «Не так уж скверно все, не так уж плохо». Такая своеобразная мантра от Шевчука – заговор, который повторяет за ним каждый зал в каждом городе.
«То, что слева, и то, что справа»
Позже, уже общаясь с поклонниками после концерта, Шевчук объяснил: – Чувствуется, что город нас очень долго ждал, – сказал Юрий, подписывая людям афишки, плакаты и книги. – В такой ситуации чувствуешь огромную ответственность и немножко начинаешь психовать. Было сложно. Но собрались потом.
Ничего подобного никто не заметил.
А вот Ульяновск Юрий Шевчук посмотреть так и не успел, только оценил наши волжские перспективы. И понятно, почему не успел – долго выстраивали звук, репетировали. Даже нашли специально какой-то подвес над сценой, которого раньше не было, чтобы прикрепить оборудование. Как признался музыкант, звук в зале был хорошим, не гулким.
Заодно у Шевчука спросили о том, как он относится к травле Андрея Макаревича – еще одного известного в русском роке человека.
– Я думаю, это неправильно. Каждый из нас имеет право, как сам Макар пел, на то, что слева, и на то, что справа. И за мнение человека так его наказывать и судить неправильно. Вы можете не соглашаться, но зачем человека мордовать?
Сергей Гурьянов