Поставщик тепла плевать хотел на нормы закона и планирует и дальше гнуть свою линию, направленную на рост платежей населения.

Очередное заявление этого рода прозвучало из уст зам. директора ОАО «ВоТГК» Сергея Гужева на одном из недавних совещаний. «В максимально холодные дни (до -31 градуса) температура теплоносителя утверждена на уровне 150 градусов, и 70 градусов – по обратной теплосети, – цитирует Гужева одно из городских изданий. – Уже четвертый год мы стремимся к достижению этого графика. В эту зиму у нас есть срезка по температурам – теплоноситель выше 130 градусов не поднимался.

Пока муниципалитет города Ульяновска не разрешает нам повышать температуру ввиду того, что внутридомовые системы отопления наших абонентов не готовы принять теплоноситель с такими повышенными параметрами. Но мы тем не менее год от года этот потолок, эту срезку приподнимаем».

Какой-то сюрреализм, честное слово. Жильцы стонут от жары, переплачивают огромные суммы за ненужное им тепло, распахивают окна, отапливая таким образом улицу, а им хоть бы хны, они «год от года этот потолок, эту срезку» приподнимают. Глава горадминистрации Сергей Панчин распоряжался уже и о подготовке предупреждающего письма в адрес ВоТГК – в связи с участившимися авариями на теплосетях. Как раз на этой неделе жильцы ряда многоэтажек в Ленинском районе, в том числе и той, в которой живу я, 20 часов сидели без отопления из-за аварии на центральном тепловом пункте (ЦТП). Думаю, ЦТП был выведен из строя раскаленной водой и высоким давлением, под которым она шла с ТЭЦ. Но эта авария – еще не самое страшное. Хуже другое: из-за резкого падения температуры теплоносителя отопительные системы (пластиковые трубы и алюминиевые радиаторы) во множестве квартир потекли, и мастера управляющих компаний (УК) бегали по подъездам, спасая квартиры от затопления. Интересно, сколько еще городские власти собираются терпеть практику поставщика с такими последствиями для имущества жильцов и жилого фонда? И что значит это их «внутридомовые системы отопления наших абонентов не готовы принять теплоноситель с такими повышенными параметрами»? А когда они будут готовы? Когда жильцы заменят пластиковые трубы и алюминиевые батареи, как, впрочем, и чугунные, на алмазные, которые выдержат и сверхнагрузку? Причем заменят, чтобы платить за отопление еще больше?

Но поставщик заблуждается в том, что вправе все это делать, кивая на управляющие компании, которые должны, дескать, расхлебывать плоды их «повышенных параметров». Как и в том, что они вытворяют с оприбориванием домов. Тот же Гужев хвалится, что оснастили счетчиками практически все жилые дома с теплопотреблением 0,2 Гкал в час и уже обсуждают «вопрос об установке приборов учета и на домах с меньшей нагрузкой».

С какой стати? Вопросов тьма и к оприбориванию домов, которое уже сделано, поскольку теплопотребление во многих из них и близко не стоит к 0,2 Гкал в час. То есть общедомовые счетчики установлены в этих домах незаконно и их демонтаж не производится только потому, что власть и органы надзора подмяты олигархатом, а директор филиала ВоТГК Валентин Трубчанин вовремя подсуетился и проскочил в депутаты ЗС.

Но все это временно. 261-й закон совершенно четко и однозначно говорит, что требования о коммерческом учете тепловой энергии не распространяются на дома с теплопотреблением ниже установленного максимума (тех самых 0,2 Гкал в час). Законодатель исключил эти дома из перечня подлежащих оприбориванию не случайно, а потому, что счетчики не способны в них давать адекватные показания, дают завышенные, что ведет к переплате жильцами за отопление и, следовательно, нарушает их законные права и интересы. И ими, кстати, замечено, что приборы понавешали прежде всего именно на эти, маленькие, дома, тогда как на многих больших их по-прежнему нет. Потому, вероятно, что на больших домах спекулятивный эффект от счетчиков куда ниже, чем на «карликах». Не говорю уж о том, что понавешали эти счетчики без обязательного комиссионного обследования домов, что является грубейшим нарушением требований нормативно-правовых актов.

Безосновательны и попытки поставщика спихнуть ответственность за перетоп на управляющие компании. Ответственность регламентирована Гражданским кодексом Российской Федерации, статья 542 которого устанавливает: «Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения… В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии».

Об УК в Кодексе нет никакого упоминания. Речь в нем об энергоснабжающих организациях, которые по смыслу этой нормы обязаны подавать абоненту, в квартиры, иначе говоря, энергию необходимого качества, как без недотопов, так и без перетопов. УК же несут обязанность контролировать качество ресурса. И это обязанность не перед ВоТГК, а перед жильцами домов, в интересах которых действуют УК. Управленцы должны проверять, что это за энергия, составлять акты о нарушениях ее качества, предъявлять поставщику претензии, извещать его об отказе оплачиватьресурс. Пока же в Ульяновске, с ведома властей, все наоборот – телега впереди лошади. Верховенствует чистейший произвол.

Василий Мельник