Срочная замена не спутала карты театра-студии «Enfant-terrible» на IX театральном фестивале Ульяновской области «Лицедей». Лучшим спектаклем признана постановка студийцев «Леди Макбет Мценского уезда». Как сказал один из членов жюри, этим спектаклем выражено все, что можно было бы сказать о любви.

Хотя режиссер Дмитрий Аксенов списывает успех работы на гений Лескова, в значительной мере лавры полагаются и ему, и двоим актерам, переносящим публику куда-то далеко от обыденности, где нет привычного течения времени, где обнажены нервы и открыты души. На протяжении почти двух часов между Катериной и Сергеем (блестящий дуэт Натальи Ляховой и Алексея Гущина) разыгрывается танец-схватка, танец-борьба: исподволь растет любовь.

Но любовь, не вдохновляющая на благородные поступки, а опустошающая, сводящая с ума. Это страсть, сметающая со своего пути все преграды и убивающая самое драгоценное – жизнь.

Но волею режиссера зритель уходит не опустошенным и раздавленным: пройдя вместе с героями спектакля (а актеры по ходу действия перевоплощаются во всех не-многочисленных персонажей – им для этого достаточно минимума средств) через боль и страдания, в финале он переживает катарсис.

Самым ярким впечатлением фестиваля «Лицедей» назван спектакль «Пиковая дама» по повести Александра Пушкина. Награда досталась Ульяновскому театру кукол, хотя в его создании приняла участие актриса драмтеатра Клара Шадько. В среде театралов говорили о том, что роль Графини – самая яркая работа Кларины Ивановны, как минимум, в последние годы. В ней раскрылись и сплелись в единое целое комическое и драматическое начала, вокруг нее сосредотачивается действие. Режиссер-постановщик спектакля – Станислав Железкин из Мытищинского театра кукол «Огниво». Создатель кукол – главный художник Ульяновского театра кукол Дмитрий Бобрович.

Премьера Ульяновского драмтеатра «Бедная Лиза» по одноименной повести Карамзина отмечена в номинации «Лучшее режиссерское решение». Напомним, на театральное воплощение повести художественный руководитель театра Сергей Морозов получил именной грант. В процессе работы родилась идея преподнести сентиментальную историю сквозь призму современной молодежи. Как воспринимает она несколько архаичныйслог и несовременные переживания юной девушки?

Группа молодых актеров проходит путь от откровенной насмешки и неприкрытого стеба к потрясению – эту трансформацию наблюдает «постаревший» герой повести Эраст в исполнении Алексея Дурова.

«Гроза» в постановке Димитровградского драматического театра по сравнению с хрестоматийной трактовкой учебников литературы для учеников выпускных классов – настоящее откровение. Режиссер Олег Александров, работающий в Димитровграде первый сезон, не отказался от традиционной версии Добролюбова, который в статье «Луч света в темном царстве» разъяснил современникам конфликт драмы Островского, заключенный в противоборстве нравов «темного царства» и личности. Эту линию Александров заострил, оставив всего две краски на сцене – белую и черную. Одновременно он показал, что трагедия Катерины – это беда всех русских женщин.

Режиссер «раздвоил» образ Катерины: ее роль исполняют, перекликаясь, две актрисы: одна – в белом, свободная, открытая, счастливая; другая – в черном, скованная правилами приличия. Не остановившись на этом, Александров «дарит» в начале второго акта Кабанихе знаменитый монолог Катерины. Он уже прозвучал в первом действии в дуэте двух актрис, и теперь в нем звучат иные ноты. В этомпрочтении Кабаниха, возможно, более трагическая фигура. Это словно третья Катерина, выжившая, внешне смирившаяся с обстоятельствами, изменившаяся под их грузом и потому тем острее страдающая по былым временам свободы и безмятежности, в чем-то даже более интересная режиссеру, чем Катерина.

Традиционно «Лицедей» раздает огромное количество призов: награждают лучшего актера и актрису каждого театрального коллектива, всех начинающих артистов, а также всех пожилых, номинированных на премию «За верность сцене», и так далее. Но самое главное, что дает фестиваль – это некий подъем, кураж, вдохновение, благодаря которым спектакли, и без того играемые на подъеме (на «Лицедей» приглашаются премьеры сезона), приобретают дополнительный блеск.

По словам актера Алексея Вольного, представившего родившееся в этом сезоне театральное объединение «Маленький человек», на фестивальном показе «случались такие моменты, которых не хватало в предыдущих спектаклях». А мастерство и озорство актеров из разных театров, сплотившихся вокруг Ольги Новицкой в высококлассном театральном шоу «Восемь любящих женщин», буквально расцвело в ответ на заразительный хохот и бурные аплодисменты фестивальной публики.

Анна Школьная