На Никольской горе в Сурском районе планируется установить памятник святому Николаю Чудотворцу. Эта гора считается святым местом и является одним из наиболее посещаемых достопримечательных мест Ульяновской области – рядом находится чудотворный родник.
Святые скульптуры
В последнее время в Ульяновской области все чаще появляются памятники, посвященные святым – так, напротив УлГУ стоят Петр и Феврония, рядом и новым Спасо-Вознесенским собором – статуя Андрея Блаженного, а на Никольской горе в поселке Сурское появится изваяние Николая Чудотворца, наиболее почитаемого из святых в России. Решение об установке памятника было принято еще в конце 2014 года, а недавно департамент архитектуры области объявил конкурс на лучший проект, который проведут в течение 2015 года. Также в Сурском построят православный храм, монастырский и скитский корпуса и детский лагерь.
Известно, что культура христианства, особенно православного, ранее настороженно относилась к скульптурам – это связано с тем, что каменные изваяния ассоциировались для христиан с языческими идолами. И почитаемые скульптуры, по сути, были лишь на заре христианства. Затем восточная культура отказалась от монументов совсем, в то время как на Западе не было запрета на возведение скульптур. Тому подтверждение – одна из самых знаменитых статуй в мире – изваяние Иисуса Христа на горе в Рио-де-Жанейро. Есть и исключения из правил – в православном христианстве, например, статуя князя Владимира в Киеве, хотя и этот памятник священнослужители поначалу отказывались освящать. Да и в более позднее время стали появляться статуи – например, в Исаакиевском соборе в Петербурге. В постсоветский период эта западная традиция окончательно утвердилась в России – изваяния святых стали появляться в городах все чаще. В Москве – памятник Кириллу и Мефодию, Сергию Радонежскому в Радонеже. Настоящий бум с 2009 года начался на памятники святым Петру и Февронии – с того года они появились в 50 городах страны! Правда, тут, видимо, от христианских традиций мало что осталось: такие скульптуры делаются не для верующих, а для женящихся…
В одной руке меч, в другой – храм
Святые Петр и Феврония волей современных нравов стали объектом не почитания, а фотографирования, однако к остальным святым в России все-таки относятся пока еще с трепетом. И памятники Николаю Чудотворцу абы где не ставят. В России есть несколько городов, в которых уже установлены подобные скульптуры, например, в Самаре, Перми, Калининграде и ряде других. Сурское здесь лишним не выглядит – этот святой дал название Никольской горе рядом с поселком. Говорят, место чудотворное, по-настоящему святое.
Вообще гора имеет и другое название – Белая, из-за того, что является меловым холмом. Абсолютная высота – 176 метров, если от реки считать – 76 метров. У подножия с восточной стороны находится родник. Однако сейчас это место все знают под названием Никольская гора. Связано это с легендой о явлении Николая Чудотворца на вершине горы во время набега ногайцев, предположительно, в XVII веке. Тогда Сурское называлось еще Промзи-но, а на Белой горе дежурили часовые стрельцы, которые и увидели огромное войско кочевников, явно настроенных агрессивно. В бой, однако, вступать не пришлось. Согласно легенде, вершина горы озарилась сиянием, в котором вдруг появился старец огромного роста, а рядом с ним стрельцы увидели Георгия Победоносца. Ногайская орда отступила перед чудом в тот момент, когда защитники острога Промзино уже готовились к смерти…
А местные жители решили подняться на гору и посмотреть, что же за чудо им явилось. Старца, конечно, уже не было, но, как гласит легенда, на его месте осталась лежать икона Николая Чудотворца – в одной руке храм, в другой – меч. В 1862 году здесь построили церковь, родники у подножия горы с тех пор почитаются как целебные, а сама она стала носить имя Никольской.
Тракторист не пострадал
История горы и местности вокруг, впрочем, куда обширнее одной легенды. Место здесь было очень хорошее – река рядом, с голого холма просматривается ландшафт на многие километры. И археологи находят здесь следы неолитических стоянок – еще в IV-III тысячелетиях до нашей эры здесь жили люди. Тщательные расследования на территории района до сих пор не проводили, хотя место интересное, через которое прошло много культур и народов. В VI-VII веках находилось под горой поселение именьковской культуры. А русское городище появилось в 1552 году. И церковь появилась раньше, чем легенда о Николае, – в 1622 году основали женскую Пустынь, построили деревянную церковь. Монастырь просуществовал до 1764 года.
Советское прошлое постаралось стереть легенду, но уничтожить удалось только каменную часовенку и икону. Память народа о намоленном месте, однако, никуда не ушла, паломники и в советские времена туда шли. А когда власти решили соорудить на горе что-то вроде бы спортивное, трактор, занимавшийся разравниванием холма, сорвался вниз, и быть бы трагедии – да зацепился за дерево, человек остался жив. Работы решили не продолжать, а верующие убедились: место святое и обороняет себя само. А часовенку восстановили по старинным рисункам и фотографиям в 2003 году.
Теперь каждое 22 мая Никольская гора становится местом паломничества огромного количества людей – в этот день почитается Николай Чудотворец. В другое время люди тоже приходят: кто-то в надежде исцелиться от болезней, испив из родника, кто-то замаливает грехи. А кто-то – просто любуется видом. Ведь Никольская гора – это еще и с географической точки зрения очень интересный объект: возвышение среди равнины, что встречается достаточно редко.
Сергей ГУРЬЯНОВ