Совсем скоро, ориентировочно в мае, в Центральной городской клинической больнице Ульяновска начнет работать ангиограф – второй в регионе наряду с областной больницей. На этом современном аппарате будут проводиться рентгенологические исследования кровеносных сосудов, что расширит возможности оперативной диагностики для людей, страдающих заболеваниями системы органов кровообращения. Больницей также получены лицензии на оказание высокотехнологичной медицинской помощи по нескольким направлениям. На днях закончен ремонт приемного отделения, где впервые в Ульяновске оборудована противошоковая операционная, позволяющая незамедлительно оказывать помощь поступающим тяжелобольным. Вот лишь некоторые шаги по повышению качества и доступности медицинской помощи, предпринятые ЦГКБ за последний год.
Статус больницы повысился
Центральная городская клиническая больница – одно из крупнейших лечебных учреждений нашего региона. Численность прикрепленного к ней населения, обслуживаемого в амбулаторном звене, увеличилась в прошлом году за счет Нижней Террасы почти до 80 тысяч человек. А госпитализируют в ЦГКБ жителей Заволжья, Ульяновской области, иногородних и иностранных граждан при наличии медицинских показаний всех без исключения. Осенью прошлого года больница отметила свое 45-летие. Юбилейный год выдался непростым. Из-за изменения требований законодательства, предъявляемых к медицинским организациям в части финансирования, в зависимости от профиля оказания медпомощи, и несвоевременного оформления документов, дающих право на оказание помощи соответствующего уровня, частично снизилось финансирование. Застарелые проблемы российского здравоохранения (дефицит кадров, высокий износ материально-технической базы и т.п.) по-прежнему давали о себе знать. Тем не менее коллектив медучреждения сумел завершить 2014 год достойно и в основном справился с задачами по охране здоровья ульяновцев. Выполнение программы государственных гарантий составило более 100 процентов по всем профилям и направлениям. За 2014 год в стационаре пролечено 28990 больных. В районе обслуживания снизилась смертность на 1,4 процента – до 13,6 случая на 1000 человек населения, это ниже, чем в среднем по региону.
В 2014 году ЦГКБ продолжала совершенствовать методы диагностики и лечения. Были получены лицензии на оказание высокотехнологичной медпомощи по профилям «травматология и ортопедия», «урология», «абдоминальная хирургия».
– Это повысило статус больницы, – говорит главный врач Илья Мидленко,- С 1 января 2015 года ЦГКБ перешла на третий, самый высокий, уровень медпомощи, предусматривающий оказание первичной, специализированной и высокотехнологичной помощи. Финансирование при этом увеличивается примерно на 20 процентов. Теперь мы получили право выполнять у себя некоторые сложные операции в рамках общероссийских квот. Например, протезирование крупных суставов – тазобедренных, коленных. Дорогостоящие остеосинте-зы – соединение отломков костей. Часть подобных операций мы делали и раньше, в рамках специализированной помощи. Лицензии помогут больнице получить дополнительные средства на приобретение тех же суставов, которые стоят недешево. Оказание высокотехнологичной медпомощи требует соответствующих технических возможностей, и мы дооснащали отделения необходимым оборудованием. Приобрели новые операционные столы, аппараты искусственной вентиляции легких, которых катастрофически не хватало. Сейчас планируем взять два новых аппарата УЗИ. Все это происходило в рамках внутреннего финансирования: ЦГКБ сама изыскивала возможности. В будущем мы намерены наращивать объемы оказания высокотехнологичной медпомощи населению.
Как победить очереди?
Любые достижения-медицины хороши, когда пациент, образно говоря, может пощупать их своими руками. То есть, в случае надобности, легко записаться на прием, без труда получить назначение на нужное обследование, попасть к специалистам и пройти необходимые процедуры не через месяц-другой, а когда заболело. И все это – не в рамках платных услуг. Администрации каждого государственного медучреждения приходится ежедневно решать наболевшие проблемы. Среди самых острых в российском здравоохранении – нехватка персонала и очереди пациентов в регистратуру и у врачебных кабинетов. По словам Ильи Мидленко, в ЦГКБ снизить остроту постепенно удается: – Всем понятно, что без наличия нужного количества медработников мы не сможем в полной мере устранить очереди в поликлиниках, обслужить поступающие вызовы на дом. А кадровая проблема в государственной медицине далеко не решена, наша больница – не исключение. Сегодня ЦГКБ особенно не хватает работников поликлинической службы: она укомплектована лишь на 45 процентов. В дефиците -участковые терапевты, педиатры, неврологи, офтальмологи, отоларингологи, ряд других узких специалистов. И все же, считаю, положительная тенденция с кадрами у нас наметилась. В прошлом году в ЦГКБ принято на работу 12 молодых специалистов-врачей после окончания интернатуры и ординатуры Это – терапевты, неврологи, хирурги. Отлажено взаимодействие с мединститу-том УлГУ: на нашей базе располагаются три клинические кафедры, у нас регулярно ведут прием врачи-ординаторы второго года обучения. В детской поликлинике на Верхней Террасе, например, сейчас два таких врача, и я очень надеюсь, что они закрепятся там. Для молодых специалистов у нас действуют все дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные областным законодательством. Здесь и единовременные денежные выплаты в течение первых трех лет, и ежемесячные.
Сумели мы привлечь в больницу и медработников со стажем. Их тоже стимулируем. Согласно нашему кол-договору, медикам, не относящимся к молодым специалистам, но впервые устроившимся в ЦГКБ, ежемесячно выплачиваем за первые три года работы дополнительно от 2000 до 5000 рублей – в зависимости от квалификационной категории. А наиболее востребованным специалистам можем по решению кадровой комиссии, действующей в больнице, частично компенсировать наем жилья – до десяти тысяч рублей в месяц. Меня радует, что на работу к нам сейчас устраивается больше людей, чем увольняется. На Нижней Террасе недавно приняли эндокринолога, хирург новый пришел, с лор-врачом вопрос вот-вот должен решиться. Прорабатывается вариант открытия там кабинета врача общей практики, где можно будет вести первичный прием сразу по многим направлениям.
– Больше всего пациенты жалуются на очереди в поликлиниках, на трудности с записью на прием. «Электронная регистратура» не спасает. Можно ли все-таки избавиться от очередей?
– Повторюсь, основная беда -дефицит кадров. Как бы мы ни совершенствовали запись на прием, врач не способен принять больных больше, чем может физически. И все-таки упорядочить потоки пациентов можно, это хотя бы частично снимет остроту проблемы.
Могу сказать, что очереди в ЦГКБ стали меньше. Для этого мы внедряем различные методы, улучшающие организацию работы. Стараемся отладить запись к узким специалистам непосредственно у терапевтов, чтобы пациент второй раз в регистратуру не ходил. Сейчас практически все наши терапевты записывают больных с рабочего места и сразу выдают талончик. Да, к сожалению, сбои бывают. Компьютер завис. Или иногда человеческий фактор подводит.
Отработан вопрос по направлению на УЗИ. Информация поступает на компьютер каждому врачу, ведущему прием, он в реальном времени видит, когда свободно, записывает своего пациента, выдает ему талончик, и человек идет на “УЗИ в назначенный срок. Сейчас пытаемся подобное внедрить и по лаборатории, при направлении на сдачу анализов, чтобы распределить пациентов по времени. А то приходят все сдавать кровь в полседьмого утра, до 150 человек, и кто-то сидит в очереди три часа.
В самой регистратуре очередь обычно бывает часов до 10. Те, кто приходите утра, в основном пенсионеры, записавшись не важно на какой час, перемещаются к кабинетам врачей, и там создаются очереди, напряженность в отношениях с теми, кто приходит с талонами по электронной записи. Хорошо бы сделать, как в отделениях банков: установить у каждого кабинета табло, чтобы на нем высвечивался номер талончика следующего пациента. Но на это потребуются большие средства.
Многие люди приходят в поликлинику, чтобы просто выписать льготный рецепт на постоянно принимаемые лекарства. Может быть, такими пациентами не нужно загружать участковых врачей, узких специалистов. Мы, например, готовы централизовать выписку рецептов, выделить для этого отдельного терапевта. В порядке эксперимента даже пробуем так делать, оцениваем, что лучше.
Новое отделение
Осваивать новшества, развиваться ЦГКБ готова всегда, особенно если это обещает повысить качество лечения. Сейчас, например, в больнице завершается работа по созданию нового отделения – центра рентгенэн-доваскулярных технологий. Оно поможет в борьбе с болезнями органов кровообращения, смертность от которых сегодня наиболее высока. Примечательно, что центр открывается в рамках государственно-частного партнерства.
– Мы предоставляем инвестору наши площади, а он вкладывает средства в размере более 40 млн рублей, – рассказывает Илья Мидленко. -Сейчас в районе оперблока уже монтируется большой современный ангиограф, позволяющий методом введения в кровь контраста проводить рентгенологическое исследование кровеносных сосудов. Это дает возможность видеть на экране и снимках сосуды сердца, головного мозга, верхних и нижних конечностей. Легче будет обнаружить места сужения сосудов из-за тромбов или их расширение при аневризмах, а значит, своевременно оказать помощь. Мы сможем делать коронарографию сразу при поступлении пациента, определить степень поражения сосудов сердца. Здесь же, в случае необходимости, сразу можно будет провести стентирование. Новое отделение позволит значительно снизить смертность ульяновцев от инфаркта миокарда, сократить сроки выздоровления. Создание такого отделения – большой шаг вперед. Новый центр будет частной структурой, но для наших пациентов высокотехнологичная помощь в рамках госгарантий станет оказываться бесплатно и финансироваться за счет полисов ОМС.
Любое лечебное учреждение начинается для пациента с приемного отделения. Ежедневно через него в ЦГКБ проходит 150-180 человек. Поэтому именно на ремонт приемного отделения пал выбор в прошлом году в первую очередь. Идею поддержал и посетивший больницу в мае губернатор Сергей Морозов. Из облбюд-жета были выделены дополнительные средства. Сегодня обновленное приемное отделение готово к работе. Заменены оконные и дверные блоки, коммунальные сети, выполнена отделка помещений, приобретены новое оборудование и мебель. Появилась, как и задумывалось, противошоковая операционная, которой здесь прежде не было. Она оборудована наркозно-дыхательным аппаратом, аппаратом для искусственной вентиляции легких, мониторами слежения. В этой операционной можно оказывать помощь экстренным больным, находящимся в тяжелом состоянии, уже через несколько минут после поступления. Так что теперь приемное отделение ЦГКБ готово встретить любого пациента во всеоружии. Хотя лучше, конечно, не болеть: дай Бог всем крепкого здоровья!
Владимир САМАРИН

в газете на правах рекламы