ОАО «Ульяновскавтодор», проданное областью в прошлом году с торгов за 42 миллиона рублей, признали банкротом. Общая сумма просуженной задолженности приблизилась к 400 миллионам рублей. По состоянию на момент продажи «Ульяновскавтодор» обладал кредиторской задолженностью в размере более, чем 493 миллиона рублей, а по состоянию на конец 2013 года чистые активы предприятия составляли лишь чуть более 100 миллионов рублей. Зачем покупателю понадобился столь проблемный актив?
Свою историю «Ульяновскавтодор» ведет с 1943 года, когда по решению исполкома был создан областной дорожный отдел, который был преобразован в областное управление в 1988 году, которое было реорганизовано в областное государственное унитарные предприятие (ОГУП) в 2001 году. В 2010 году ОГУП был акционирован. Так на свет появилось ОАО «Ульяновскавтодор», которые в течение нескольких лет после акционирования оставалось одним из главных подрядчиков в деле обслуживания и ремонта дорог региона.
Фактически, предприятие все эти годы банально проедалось — так, в 2013 году из прибыли финансировался лишь 1% от всей заработной платы на предприятии.
Впрочем, областные подряды не сказались в положительную сторону на финансовом здоровье предприятия. Начиная с 2011 года чистые активы «Ульяновскавтодор» постоянно снижались — с 402,5 миллиона рублей в 2011 году до 105,4 в 2013. И это при размере уставного капитала в 556,5 миллиона рублей. Фактически, предприятие все эти годы банально проедалось — так, в 2013 году из прибыли финансировался лишь 1% от всей заработной платы на предприятии.
В 2013 году «Ульяновскавтодор» находился в предбанкротном состоянии. В самом конце того года в арбитражный суд обратилось ООО «Симбирскавтодор» с иском о банкротстве предприятия. Поводом для иска послужили хозяйственные споры с областным ОАО, которое в 2013 году работало в качестве подрядчика «Симбирскавтодора».
Продажа предприятия проходила на фоне начавшегося вялого процесса банкротства и растущих долгов предприятия перед кредиторами и фискальными органами. В итоге стоимость всех акций «Ульяновскавтодора» была оценена лишь в 42 миллиона рублей. По этой (начальной) цене ОАО и было куплено ООО «Инвестиционная строительная компания «Регион-73», основным владельцем которой с долей в 99% оказалась самарская ООО «Инвестиционная строительная компания «Регион», а долю в 1% получила генеральный директор «Регион-73» Марина Фролова.
Обе эти компании оказались зарегистрированными незадолго до аукциона по продаже акций. При этом ООО «Регион» была зарегистрирована по одному из корпоративных адресов группы компаний «Новый Дон» в Самаре, известной в соседнем городе по девелоперским проектам.
Попытки погасить задолженность «Ульяновскавтодора» компания не предпринимала. В результате дело о банкротстве ОАО продолжилось. К началу апреля этого года общая сумма просуженных требований кредиторов превысила 385 миллионов рублей. В эту сумму вошли долги предприятия перед банками (кредиты не обслуживались), более 50 миллионов долга перед налоговиками, почти 13 миллионов задолженности по НДФЛ, а также более 272 миллионов долгов по основным обязательствам и 22 с лишним миллиона различных пени, штрафов и компенсаций упущенной выгоды.
Суд признал, что имущества у предприятия достаточно для того, чтобы погасить все долги.
31 марта 2015 года состоялось первое собрание кредиторов предприятия, на котором было решено ввести в отношении «Ульяновскавтодора» процедуру конкурсного производства. Решение собрания в начале апреля было поддержано областным арбитражным судом, и ОАО было признано банкротом. При этом суд признал, что имущества у предприятия достаточно для того, чтобы погасить все долги.
Интересно, что на собрании кредиторов было решено образовать комитет кредиторов, который будет контролировать прохождение процедуры конкурсного производства. В него вошли с практически равным количеством голосов Андрей Коннов (известный по представительству в судах интересов «Сбербанка»), Оксана Миронова (как минимум полная тезка директора одного из известных заволжских ЧОПов) и директор ООО «Симбирскавтодор» Денис Тюрин.
Зачем покупателю понадобился столь проблемный актив? Теоретически, ответ на этот вопрос можно найти в бухгалтерской отчетности предприятия за 2013 год. Согласно ней, основные средства «Ульяновскавтодора» на тот момент составляли 418,2 миллиона рублей, причем среди них были и достаточно интересные многим участникам процесса активы в виде земельных участков и зданий в Засвияжском районе Ульяновска, а также различная техника, пригодная для проведения дорожных работы. Благодаря конкурсному производству, все эти активы могут быть выставлены на продажу. Кто станет их покупателем? Структуры «Нового Дона», известного застройкой «зависших» земельных участков? «Симбирскавтодор», который может быть заинтересован в производственной базе и технике? Или кто-то другой? Ответ на этот вопрос уже не за горами. Мы будем продолжать следить за развитием ситуации.