В декабре чиновники, занимающиеся продовольственной безопасностью, разводили руками: ничего сделать не можем, цены растут как на дрожжах, но дрожжи не наши, мы тут ни при чем, это все доллар.

Потом вовсе замолчали. Вроде самое время сейчас говорить, что доллар в цене падает, значит, и цены на продукты тоже должны опуститься. Только говорить не получается: цены если и снижаются, то незначительно. А некоторые, напротив, растут.

Инфляция за январь составила пять процентов, за февраль – чуть больше двух процентов, в марте вообще 1,6 процента. Относительно декабря 2014 года все основные продукты подорожали: согласно данным Ульяновскстата, индекс цен составил от 100,2 процента на свинину до 159,4 процента на лук и почти 200 процентов на бананы и чеснок. Если верить главному статистическому органу области, по отношению к марту многие продукты уже подешевели, в основном это касается фруктов и овощей – огурцы, например, упали в цене аж на 12 процентов. Правда, все это нивелируется тем, насколько все эти овощи и фрукты выросли в цене в декабре и январе – на 70-90 процентов! Отсюда и разница в ценах апрельских и декабрьских даже при нынешнем подешевлении в 30-50 процентов. Смешно смотреть: в одной из торговых сетей – акция на бананы, самый доступный некогда фрукт: 97 рублей за килограмм!

Хотя, казалось бы, при подорожании доллара цены выросли прямо пропорционально его темпам роста, а при укреплении рубля эти же цены снизиться забыли… – Мы видим, что цены растут, хотя доллар падает, – заявил на последнем аппаратном совещании в правительстве области губернатор Сергей Морозов. – Более того, снизились объемы производства этих продуктов. В декабре было неприятно, но мы понимали, что рубль резко обвалился, поэтому произошло подорожание. А теперь ситуация пошла в обратную сторону. Что с ценами? Коллеги, объясните, почему на молоко, на овощи нашего производства цены резко возросли?

Это разве не мошенничество, не спекуляция? Министерство сельского хозяйства молчит. Комиссия по продбезопасности молчит. Почему? Надо разбираться, подключать правоохранительные органы.

Разве можно инфляцию удержать в пределах 11-12 процентов при таких условиях?

Видимо, чиновники, отвечающие за продбезопасность, начнут говорить лишь тогда, когда цены действительно резко пойдут на спад, если это однажды произойдет.

Изменить самостоятельно что-то не в их силах.

А вот крупные российские торговые сети заявили, что цены на ряд продуктов питания в их магазинах уже снизились благодаря укреплению рубля. Якобы и свежая рыба подешевела на 10-30 процентов у разных ритейлеров, овощи и фрукты – на 10-11 процентов. Обещают представители торговых сетей, что цены будут и дальше снижаться на определенную группу товаров, если удастся договориться с поставщиками.

В то же время другие продукты в этих же сетях дорожают внезапно и очень сильно. Например, в «Ашане» несколько недель назад недорогой молотый кофе подскочил в цене на 70 рублей за 250 граммов: стоил 130 – стал стоить 200 рублей. То есть, снижая цены на овощи, фрукты пусть даже на 20-30 процентов, компания может повысить стоимость других продуктов на 35 процентов. Выгода – снова в их руках.

Степан ГОРИН