В Ульяновске сейчас работают десять частных детских садов. Родительская плата в них пока «запредельная» для среднего горожанина – около 15 тысяч рублей в месяц. Об этих альтернативных дошкольных учреждениях мало кто знает. Кроме того, сотрудники таких организаций не обеспечены теми же социальными льготами и гарантиями, что и их коллеги из муниципальных детсадов.
Есть и другие проблемы и сложности, которые можно резюмировать так: государственный сектор дошкольного образования в настоящий момент функционирует в намного более выгодных условиях, чем негосударственный.
Все эти острые вопросы стали предметом обсуждения участников «круглого стола», прошедшего в рамках педагогического форума «Вместе в будущее: негосударственный сектор в дошкольном образовании». Данная встреча, которая состоялась в начале апреля в УлГПУ, была инициирована областной Пед-палатой.
Нет подходящих помещений
– Сейчас в Ульяновске – более 140 муниципальных учреждений дошкольного образования. Количество детей, посещающих детсады, увеличивается каждый год. К примеру, если в 2008 году их было 18 тысяч, то в 2015 году – 28633 ребенка. Из них 10 тысяч – до трех лет, остальные – от трех до семи лет, – сообщила начальник городского отдела дошкольного образования Марина Чемарова.
Что касается негосударственных детсадов, то здесь Ульяновск – только в самом начале пути.
– Всего их десять. Из них четыре лицензированы, еще три – на стадии получения лицензии. С 2011 года мы тесно сотрудничаем с предпринимателями в данной сфере, оказываем им информационную и консультативную помощь, – сказала руководитель отдела.
Она назвала несколько актуальных проблем «негосударственников», с которыми предприниматели чаще всего обращаются в городское Управление образования.
– Первое – это, конечно, отсутствие подходящих площадей для размещения частных дошкольных учреждений. У муниципалитета есть свободные помещения, но все они не подходят по санитарным нормам и требованиям Госпожнадзора. Остальные трудности также связаны с названной проблемой
– это высокая арендная плата за использование подходящих площадей и отсутствие льготного кредитования на их приобретение. Также можно назвать завышенные требования надзорных органов, которые нередко препятствуют организации частных детсадов, – прокомментировала Чемарова.
Решение данного вопроса вроде бы начало «двигаться с места»: городская власть и предприниматели уже провели ряд переговоров с крупнейшими застройщиками областного центра. Возможно, в ближайшие годы ситуация изменится к лучшему.
Почему деньги не «идут» вслед за ребенком?
Перечень проблем дополнила Маргарита Семикина – предприниматель и организатор нескольких частных детсадов Ульяновска, входящих в семейный клуб «Смайл и Ко».
– Основная наша трудность – это огромная родительская плата, которая возникает из-за того, что государственные дошкольные учреждения и частные поставлены в совершенно неравные условия. За каждым конкретным ребенком должно «идти» и соответствующее финансирование – вне зависимости от того, какой детсад выбран – частный или государственный. Только тогда у родителей появится реальная альтернатива, а мы сможем конкурировать на равных правах, – считает предприниматель.
Речь идет о так называемом нормативном подушевом финансировании образовательных учреждений: в муниципальных детсадах оно производится, а в частных – нет. Подробнее об этом рассказала эксперт из Москвы – руководитель программ направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив Ирина Петрунина.
– В прошлом году федеральный институт развития образования провел мониторинг нормативно-правовой базы субъектов – с точки зрения того, как регионы подготовились к реализации нового образовательного стандарта. Так вот: упомянутый норматив подушевого финансирования, который предусматривает равные права предпринимателей и государственных дошкольных учреждений, сформировал пока только один регион – Сахалинская область, – сказала Петрунина.
Она предложила внимательно изучить региональное законодательство и выяснить, как именно сформирован данный норматив в Ульяновской области.
– Надо сказать, что в России уже существуют соответствующие судебные прецеденты. Так, Владивосток подал в суд на Министерство образования Приморского края в связи с тем, что оно не в полном объеме обеспечивает конституционное право детей на дошкольное образование (речь идет именно о подушевом финансировании). И муниципалитет данный суд выиграл, – отметила выступающая.
Впрочем, есть еще один финансовый «нюанс», который также ставит в неравные права муниципальные и частные детсады.
– Не будем лукавить: нормативного подушевого финансирования все равно недостаточно для организации работы дошкольного учреждения. Существует еще такая составляющая, как муниципальное финансирование на создание услуг по присмотру и уходу за детьми. И вот в этом-то сегменте и «зарыта собака» неуспешности негосударственного дошкольного сектора, – уверяет гостья из Москвы.
По ее мнению, данную проблему помогут решить так называемые «дошкольные сертификаты», организация которых активно обсуждается в настоящее время на уровне Правительства РФ. Упомянутые сертификаты позволят обеспечить финансирование дошкольного образования ребенка вне зависимости, какое дошкольное учреждение выберут его родители.
– Если говорить совсем коротко, то дело обстоит так: чтобы негосударственник смог снизить родительскую плату, нужны равные условия для частных и государственных дошкольных учреждений. Возникает вопрос: какое в этом случае финансирование должны получить негосударственные детсады? Да ровно такое же, как и государственные – с учетом нормативно-подушевого финансирования и тех денег, что идут от муниципалитета, – подытожила Ирина Петрунина.
«Частники» для бюджета – выгоднее
В завершение встречи предприниматель и общественник Маргарита Семикина указала на еще несколько нерешенных вопросов.
– К примеру, когда повышают свою квалификацию специалисты муниципальных детсадов, то это происходит бесплатно. «Частники» вынуждены делать это за свой счет – точнее, за счет родительской платы. Или другое: когда проходят различные конкурсы и мероприятия, мы почти никогда не знаем о них. В результате наши детишки не могут показать себя и продемонстрировать свои таланты так, чтобы об этом узнали многие горожане. Иными словами, популяризация негосударственного сектора дошкольного образования пока почти «никакая», – сетует выступающая.
При этом она отметила, что стоимость создания одного места в муниципальном детском саду и в частном отличается в разы: бюджету это обходится в 600-700 тысяч рублей, а предприниматели делают то же всего за 200 тысяч рублей. Вместе с тем в дальнейшем на городской бюджет не ложится бремя по содержанию и обслуживанию помещения, где расположено негосударственное дошкольное учреждение.
– Мало того: наши детсады небольшие и мобильные. Например, небольшой садик, организованный на первом этаже многоквартирного дома, всегда может переместиться, и это помещение можно будет легко перепрофилировать. А большие здания муниципальных детсадов – в случае очередного демографического «спада» – может ожидать та же судьба, что их постигла в 90-е годы, когда пустующие здания распродали «с молотка».
Также она высказалась за смягчение (на федеральном уровне) жестких рамок тех образовательных программ, по которым происходит подготовка дошколят.
– Ведь почти все частные детсады выросли из бывших развивающих центров, которые эффективно готовили детей к школе. Там множество интересных альтернативных развивающих методик, – поделилась своим мнением Семикина.
«Круглый стол» завершился на оптимистической ноте: участники встречи сообщили, что на федеральном уровне смягчились требования по организации дошкольных учреждений. В частности, недавно был получен официальный ответ от федерального Рособрнадзора о том, что предпринимателям не требуется предоставлять заключение МЧС для ведения образовательной деятельности. Это означает, что при открытии частного детского сада теперь нужно будет «добывать» на одно разрешение меньше.
Евгений Нувитов