Наталия ШИШОВА
«Введение основ православной культуры – один из важнейших вопросов, имеющий решающее значение для судьбы отечественного образования и напрямую затрагивающий интересы миллионов родителей и их детей», – процитировал слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Симбирский и Новоспасский.
Феофан выступил в здании Ульяновского института повышения квалификации учителей и переподготовки работников перед руководителями школ из 16 районов области. По инициативе главы региона педагоги и священнослужители обсудили перспективы создания на территории области сети образовательных учреждений с православным компонентом.
ГОВОРИТЬ О КРИЗИСЕ НЕЛОВКО
Почему владыка сказал, что введение в школу нового учебного предмета – основы православной культуры – имеет решающее значение для судьбы российского образования? Потому что современное отечественное образование находится не только в состоянии затяжного реформирования, но и глубокого духовно-нравственного кризиса.
Самой школе (директорам, учителям) говорить об этом кризисе неловко: это все равно что критиковать свою собственную воспитательную работу. Да и со стороны нашу родную многострадальную школу не хочется осуждать. Ведь у нее столько проблем! Взять хотя бы проблемы финансирования, постоянно усложняющиеся требования к условиям обучения, вал разнообразных новых предписаний школе…
ДУХОВНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА РЕФОРМАМ
Непрерывное реформирование школы можно сравнить с непрерывными переездами. Представьте ситуацию: семья (или организация, или предприятие) два десятка лет находится в состоянии переездов. Не успеет укорениться, обосноваться, обустроиться, как уже говорят: извольте, надо снова переезжать. Но реформы – это неизбежное,
школа их не выбирает. Поэтому критически обсуждать реформирование школьного образования так же непродуктивно, как и доказывать самим себе, что ЕГЭ не способствует повышению качества школьного образования. А вот духовно-нравственное воспитание школьников зависит не столько от министра образования, сколько от самой школы: от директора, от учителя. Здесь уместно вновь привести слова патриарха о том, что введение в школу предмета основы православной культуры имеет решающее значение для судьбы российского образования.
ПЕРЕНИМАТЬ ОПЫТ
Участники встречи представили свои методические разработки по преподаванию основ православной культуры (ОПК) и проекты расширенного преподавания курса на базе общеобразовательных и дошкольных учреждений.
– В школах, где преподается курс мировых религий, в частности, основ православной культуры, более 93% родителей положительно отзываются о новом предмете. Многие из них высказывают желание расширить курс и ввести его начиная с первого класса начальной школы, – отметила директор департамента общего образования министерства образования и науки области Ольга Касимова.
Владыка в своем обращении к учителям и директорам школ особо подчеркнул, что важно донести до общественности и, особенно родителей, что основы православной культуры не религиозный, а культурологический предмет и что его ни в коем случае нельзя рассматривать как преподавание основ религии.
– До сих пор понятие «светский» приравнивают к понятию «атеистический». Это в корне неверно. При этом нет необходимости говорить о важности этого предмета, мы видим, куда катится общество. У нас все время пытались связать проблемы нравственного характера с социальной необеспеченностью. Но посмотрите, что сейчас происходит с Западом. Тотальная потеря смысла жизни, обесценивание жизни как таковой. Оказывается, хлеба и зрелищ недостаточно для нормального бытия человека, – отметил митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан.
Владыка выступил с предложением в ближайшее время проехаться вместе с директорами школ по российским регионам, где успешно реализуется проект введения в школах православного компонента.
Согласно итоговой резолюции организационного сбора, при каждом образовательном учреждении будет создана методическая группа, которая сообща сможет реализовывать образовательный процесс в рамках основ православия. В нее должны входить не только учителя по предмету ОПК, но и завучи, и родители, и духовенство.