Михаил Белый
В крупнейших торговых сетях Ульяновской области запретили продажу алкоголя.
В Ульяновской области региональный Минсельхоз приостановил у всех крупнейших торговых сетей действие лицензий на продажу алкогольной продукции. Спиртные напитки со своих прилавков должны убрать «Магнит», «Лента», магазины X5 Retail Group («Пятерочка+», «Перекресток»), а также регионального ритейлера «Гулливер». Незадолго до этого в местных супермаркетах провластные активисты провели рейды, подсылая к кассе за бутылкой спиртного несовершеннолетнего покупателя.
Глава министерства сельского хозяйства Ульяновской области Александр Чепухин сообщил «Газете.Ru», что подписал распоряжение о приостановке действия лицензий.
«Лицензии приостановлены бессрочно — до решения суда или до момента устранения нарушений. Эта мера коснулась тех сетей, на которые в наше ведомство поступили соответствующие материалы из органов внутренних дел», — пояснил Чепухин.
По его словам, ритейлеры поплатились за то, что продавали алкоголь несовершеннолетним, что запрещено действующим законодательством. «В ближайшие два дня мы посмотрим на поведение сетей. В субботу на продовольственной комиссии они отчитаются о проделанных мерах. Посмотрим, что делать дальше», — отметил министр.
Алкогольный скандал, который сегодня грозит перерасти в самый настоящий «сухой закон» для отдельно взятого региона, разразился после того, как активисты реготделения общественной организации «Молодая гвардия «Единой России» провели рейд по ульяновским магазинам. Именно тогда и были выявлены нарушения, из-за которых сегодня у сетей приостанавливают действие лицензий.
«Рейд проводился исключительно в правовом поле, тут к нам нельзя придраться, – заявил «Газете.Ru» руководитель ульяновского отделения «Молодой гвардии» Сергей Гулькин. – Мы действительно прошлись по крупным сетевым торговым объектам, проверили исполнение законодательства Российской Федерации в части запрета продажи алкоголя несовершеннолетним. Мы осуществляли контрольную закупку исключительно крепкого алкоголя. Без проблем нам продали и водку, и виски, и коньяк. В семь магазинов зашли – в семи продали. Паспорт никто не спросил. Это из ряда вон выходящий случай!».
Он также подчеркнул, что организация не отстаивает чьих-либо интересов. «Мы считаем, что нельзя спаивать молодежь и необходимо соблюдать закон», – сказал Гулькин.
При этом он не исключил, что «службы безопасности всех пойманных на продаже подросткам алкоголя проявят к активистам более живой интерес». «Да, мы наступаем на чьи-то деньги. А что делать – позволять чинить беспредел? Извините, но мы не так воспитаны», – добавил собеседник «Газеты.Ru».
Официальный представитель X5 Retail Group Владимир Русанов в беседе с «Газетой.Ru» сообщил, что компания «в курсе происходящего в Ульяновске». «Мы сейчас разбираемся в этой ситуации и ждем официального решения, а также информации обо всех обстоятельствах этой истории. После этого будем принимать те или иные решения», – пояснил он.
Между тем, в Ульяновске уже выдвигаются первые версии случившегося. «Это беспрецедентный случай, целый регион фактически попал под санкции. Конечно, в официальную версию о борьбе с пьянством верится слабо. Насколько мне известно, власть в частном порядке долго упрашивала сети представлять на полках весь ассортимент производимого в регионе алкоголя – это ведь акцизы. Пивные акцизы на 100% остаются в региональном бюджете, водочные — не на 100%, но все равно много», – высказал свое предположение «Газете.Ru» местный политолог Дмитрий Ежов.
По его словам, у федеральных сетей налажена логистика, которую им неудобно и затратно менять.
По мнению Ежова, один из мотивов этой кампании — поставить сети на место. «По продуктам питания похожая ситуация. Но основные деньги — это все же именно акцизы. Сети навстречу шли неохотно. Понятно, что заставить их нельзя — свободная конкуренция, чем хотят, тем и торгуют», – пояснил собеседник «Газеты.Ru».
По его мнению, в первую очередь речь идет о трех крупных производителях алкоголя, расположенных в Ульяновске.
В середине апреля на заседании региональной комиссии по продовольственной безопасности обсуждалась проблема недостаточности продукции ульяновских производителей на полках магазинов.
Глава регионального Минсельхоза Александр Чепухин уточнил: в региональном центре и в Ульяновском районе доля местной водки в общем объеме реализованных спиртных напитков составляет 20%. В Димитровграде, Новоульяновске, Новомалыклинском, Сенгилеевском, Майнском, Мелекесском, Чердаклинском, Новоспасском и Радищевском районах области этот показатель не превышает 18 %. В других муниципальных образованиях он и того меньше.
«Вопрос реализации алкогольной продукции местного производства особенно актуален в настоящее время. Дело в том, что акцизные платежи являются одним из важнейших источников пополнения бюджета региона. Речь не о том, чтобы увеличивать потребление водки и пива. Оно стабильно. Меры, принимаемые правительством региона в сфере борьбы с алкоголизацией хорошо известны и на федеральном уровне. Вопрос в том, что для нас выгоднее, чтобы жители Ульяновской области покупали продукцию местных производителей», – пояснил Чепухин.
По словам директора Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадима Дробиза, именно в Ульяновске первыми запретили продажу крепкого алкоголя в выходные дни. «Продают его только на поминки, – говорит Дробиз. – Эффект нулевой. Область завалена нелегальной и контрафактной продукцией, ни на миллиграмм не упало потребление. Область хотела выпендриться – не получилось. Нынешняя ситуация – очередной несуразный пиар», – заявил «Газете.Ru» Дробиз.
При этом Дробиз считает, что торговые сети «подставили». «Взяли великовозрастного детину, по внешности напоминающего 25-летнего, и пускают в магазины. Естественно, ему продают бутылку. Такие подставы можно провернуть в любом магазине любого города, – высказывает свое мнение Дробиз. –
Теперь по-хорошему надо спрашивать паспорт абсолютно у всех покупателей. Тебе 90 лет и нет при себе паспорта – ничего не знаем, не продадим. Закон есть закон. Думаю, ульяновцы очень быстро сами взвоют от этого».
Отметим, что в поле зрения «молодогвардейцев» попали не все сети, занимающиеся продажей спиртного.
Так, на сегодняшний день лицензия на реализацию алкоголя сохраняется у сети «Градус», контролируемой бизнесменом, считающегося, по некоторым данным, близким к властям региона. В настоящее время «Градус» заметно расширяется – совсем недавно компания поглотила другую сеть — «Продторг». В результате к 35 алкомаркетам добавились еще 20 магазинов «Галерея вин», три магазина «Винный мир» и дисконт-центр. «Градус» стал выходить и на федеральный уровень, открывая свои магазины в других регионах. Продолжает спокойно работать и сеть магазинов «Дворцовый ряд», генеральный директор которой Олег Лебеденко, насколько известно из открытых источников, учился в одном классе с нынешнем губернатором области Сергеем Морозовым.
rass
Позорище!
Односельчанин
Мелкопакостные проделки Бормана. Запретите продажу алкоголя вообще!Всем! И пива тоже. Переживём.