22 апреля исполнилось 145 лет со дня рождения нашего самого знаменитого из земляков – В.И. Ульянова-Ленина.
Возвеличенный в советское время до идола и проклинаемый в постсоветское время как жуткий злодей, Ленин, несомненно, заслуживает более взвешенных и прагматичных оценок. Об этом и многом другом наш корреспондент беседует с авторитетным экспертом по вождю мирового пролетариата в Ульяновске, ученым секретарем Музея-мемориала В.И. Ленина Валерием Перфиловым.
– Валерий Александрович, как Вы считаете, почему до сих пор имя, личность, деяния нашего земляка, спустя почти сто лет после Октябрьской революции, вызывают ожесточенные споры в международных масштабах? В последнее время дело дошло даже до сноса памятников Ленину на Украине и до запрета компартии этой страны. В чем дело?
– Его главные идеи продолжают оставаться актуальными. Это построение общества социальной справедливости, общества, в котором люди чувствовали бы себя комфортно. Мы можем наблюдать, как на это вновь возрастает запрос, хотя в нашей стране множество проблем, прежде всего, в экономике, требующих первоочередного решения. Сейчас мы вновь пытаемся осмыслить прожитый после СССР период. Все предыдущие 20 с лишним лет мы пытались взять на вооружение западные ценности, и вдруг сегодня начинаем понимать, что далеко не во всем они нам подходят. В основе западных ценностей – индивидуализм, а у нас все же – коллективизм. Хотя в постсоветский период многим из нас приходилось выживать в одиночку, традиции коллективизма живут в наших генах. Страны Запада искусственно навязывают всему миру свои представления о том, как жить и развиваться. И это не может не вызывать отторжения. Люди, страны ищут собственные формы идентичности, хотят сохранить свои традиции, язык, культуру. Неслучайно, даже в условиях сложной экономической ситуации, падения уровня жизни, политика независимости России получает широкую поддержку. Общество понимает, что сейчас идет серьезная борьба за сохранение собственной цивилизации, и начинает сплачиваться. В таких условиях идеи социальной справедливости, а наиболее ярким их носителем был Владимир Ильич, вновь всплывают на поверхность. Отсюда – страсти, борьба, которая обострена сейчас на Украине. Кстати, это государство создал Ленин, но, как часто бывает в истории, – с грязной водой выплескивают и ребенка. И все же, как говорится, Ленин и сегодня «живее всех живых». Есть исследования американских социологов, которые предрекают, что к 2050 году Ульянов-Ленин станет центральной фигурой в России, по-скольку именно он успешно сумел ответить на многие вызовы своего времени.
– Ленина, действительно, есть за что уважать…
– Мы не должны забывать, что он отец нашего современного государства – Российской Федерации. Он – создатель Советского Союза, автор масштабных проектов, плодами которых мы пользуемся до сих пор. Вспомним, например, план ГОЭЛРО. Ленин сумел встать над спором западников и почвенников и объединить их. Сейчас мы бы назвали его евразийцем. Его талант заключался в том, что он находил выход из любой сложной ситуации. Нередко при этом стоял один против всех, но не навязывал свое мнение, а действовал силой интеллекта, убеждением, и люди переходили на его позицию. Такое было, когда он предложил заключить мир с Германией, ввести НЭП и так далее. И, кстати, богатств наш земляк на высоком посту не нажил.
– В постсоветскую эпоху Ленина стали обвинять в жестоком отношении к своим противникам. Вы его в этом оправдываете?
– Значимость исторической личности определяется общим отпечатком, которую она оставляет, а не плюсами и минусами, которые могут меняться в зависимости от ситуации в обществе. Любая личность всегда имеет несколько сторон. Вот Александр Невский, который несколько лет назад занял у нас первое место во всероссийском телеконкурсе «Имя России». Известны его заслуги на благо Руси, но менее известны факты того, что он не раз ездил на поклон в Золотую Орду, подавлял выступления русских против монголо-татар. Я считаю, что на того или иного деятеля нужно смотреть в полном объеме, с разных сторон, понимать мотивы его поступков в трудных ситуациях именно в то время, когда он жил. Разные точки зрения должны быть не только в отношении Ленина. Мы сегодня видим, как меняется мнение о Сталине. По результатам соцопросов, 46% россиян считают оправданными репрессии. А еще совсем недавно это представить было невозможно. Мне нравится, как китайцы мудро отнеслись к своему Мао Цзэдуну. Да, сказали они, были ошибки, но 70% из сделанного Великим Кормчим они оценили со знаком плюс. И китайцы, не ломая, не круша ничего, в отличие от нас, продолжили строить свое государство. Что получилось в результате, мы знаем. Вот один из примеров. Наш музей сейчас готовит совместно с Китаем выставку «Волга и Янцзы – великие реки дружбы», и меня поразил следующий факт. Оказывается, в 70-е годы валовый продукт СССР в четыре раза превосходил этот же показатель КНР. Сегодня ситуация поменялась на диаметрально противоположную.
– Медвежью услугу Ленину оказала советская пропаганда, представлявшая его личность идеализированной. Будь по-иному, может быть, и не было бы на него такой острой реакции после распада Советского Союза?
– Свою задачу пропаганда видела в том, чтобы показать его нам добрым дедушкой с кошечкой на руках, с детишками на елке в Горках и так далее. Что самое интересное, почти все «расстрельные» статьи и реплики Ленина были опубликованы еще в советский период, и никто тогда этому не ужасался. Он писал в Симбирск губпродкомиссару: если подтвердится, что тот не принимал у крестьян хлеб, заставлял их ждать в очереди у пункта сдачи до утра, то будет расстрелян. Если бы, когда в Питере свирепствовал страшный голод, Ленин не стращал чиновников, а писал что-то вроде «не соблаговолите ли Вы прислать нам хлеба», то сами понимаете, чем все могло кончиться. Это была его реакция на конкретные ситуации.
– Если я не ошибаюсь, похоже, отношение к Ленину в России начинает меняться со знака минус на знак плюс. Появляется более взвешенный взгляд на него, иначе был бы невозможен рожденный в Ульяновске проект «Музей СССР», одним из инициаторов которого Вы стали. Насколько трудно было его «пробивать»?
– Мы обсуждали идею «Музея СССР» в начале 2000-х годов на семинарах, в том числе международных. Но общество тогда не было к этому готово, и все оставалось на бумаге. Но потом в обществе возникла ностальгия по советским временам, а за ней и желание понять, что это было за государство, такое ли оно уж плохое. Под музей готовят почву и важные даты: в 2017 году будет 100-летие Великой Октябрьской революции, в 2020 году -150-летие Ленина, в 2022 году – 100-летие образования СССР. Несомненно, на повестке дня стоит вопрос осмысления нашего исторического прошлого, создания такой истории, которая бы воспринималась обществом как своя. И «Музей СССР» мог бы этому способствовать, собрать все смыслы, все точки зрения воедино. Важно при этом, чтобы Ленин стал фигурой, которая бы объединяла, а не разделяла наше общество. Для нас важны все мнения о нем «по разные стороны баррикад». Кстати, одно из них на днях пришло в наш музей по почте из Израиля от бывшей соотечественницы. Вот что она, в частности, пишет: «Вы живете и работаете в городе, откуда вышел в мир Владимир Ильич, помогаете понять, почувствовать, насколько этот человек уникален. Почти целое столетие о нем ведутся горячие споры. Весь мир изменился разительно, но ни одно государство не может похвастать тем, что дало человечеству вождя, сочетающего в себе гениальность ученого, опыт практика, организатора, богатую творческую личность, посвятившего жизнь освобождению народов».
– Появляются ли новые исследования о Ленине?
– О нем продолжают выходить книги с новыми материалами из спецхранов. Современные авторы могут теперь использовать запрещенные прежде воспоминания Троцкого, Зиновьева, Каменева, других большевиков из окружения Ленина, а также противников вождя, публиковавшиеся ранее за рубежом. Пишется сейчас новая многотомная биография Ленина. В журналах продолжается полемика. Например, в журнале МГУ «Альтернатива» спорят на тему «Маркс, Ленин, Троцкий: капитализм, социализм, рыночная экономика». Творческая мысль работает. Если и мы в Ульяновске будем дальше продолжать свои исследования, то в ближайшие годы сможем внести свой вклад. Планируем совместные с Академией наук научные конференции, посвященные темам социализма, Советского Союза и, конечно же, Ленина. Впереди много открытий, «белые пятна» еще есть. Думаю, в конечном итоге российское общество придет к какому-то компромиссу во мнениях по самым острым проблемам истории России. Франции потребовалось 200 лет споров, чтобы прийти к единой оценке Великой французской революции и Наполеона. Теперь в этой стране только маргинальное научное меньшинство негативно относится к этим историческим событиям и личностям.
Беседовала Ирина Морозова