Конкурс кондитеров в Красноярске обернулся отставкой министра культуры края, хотя уволившийся «по собственному желанию» министр и отрицает связь с тортами и кексами. Но дело, видимо, все-таки в них.

Посвящался конкурс, как практически и все сейчас, Дню Победы.

И экспонаты, те самые торты и кексы, выпекались соответствующе оформленными – в виде фигуры Родины-матери из Волгограда, обгоревших писем с фронта и тому подобных символов войны.

Интернет возмутился такому кощунству и поднялся скандал.

В общем-то, этот интернет и спровоцировал всероссийскую истерику.

А потом покатилось. В Ижевске студенты посвятили Дню Победы конкурс боди-арта. Фотографии разрисованных военными сюжетами тел выложили, понятное дело, тоже в интернет. Бдительные блоггеры опять же подняли бурную волну возмущения, заклеймив ижевских студентов позором. За ними под раздачу попали подростки из оренбургского танцевального ансамбля.

И исполненный ими «танец пчелок» попал в сеть.

В нем девочки выступают в полосатых, под пчел, костюмах, в которых блоггеры рассмотрели цвета георгиевской ленты. До чего докатились-то руководители этого ансамбля!..

Думаю, два мира нашего общества напрочь перестали понимать друг друга. Молодежь не знает, чем была та война, ей трудно связать ее не только с собственной жизнью, но даже с жизнями близких, погибших на фронте. Они от нее так же далеки, как древний миф. Со старшим поколением по отношению к первой мировой войне было ведь то же самое. Мой дед воевал, попал в плен и вернулся в Россию только в 1924 году. Я его застал и знал, что в плену он выучил немецкий язык. Помню, как он выглядел, а позже узнал, что в первой мировой погибли миллионы граждан нашей страны, но это знание так и осталось для меня чем-то теоретическим, легендой, иначе говоря. То же и с нынешней молодежью.

Поведение старших, которых она зачастую тоже не понимает, сориентироваться ей не помогает. Особенно поведение власти, у которой два взаимоисключающих подхода ко Дню Победы. С одной стороны, это нагнетание ненависти к врагу, с другой – всеобщее веселье или что-то вроде карнавала, в котором должен пребывать народ. Враг – это немцы, но молодежь не понимает, почему должна их ненавидеть. Она знает немцев в лице сборной Германии по футболу, ставшей чемпионом мира в 2014 году и имеющей немало фанатов среди россиян. Знает немецкие автомобили экстракласса – «Мерседес-Бенц», «BMW» и «Ауди». Удобнейшую немецкую обувь. Знает жизнь Германии, красивой и аккуратной страны, знает ее канцлера, которую сами немцы называют доброй мамкой.

Знает, и проникнуться ненавистью не может, поскольку тех, других немцев, которых следовало бы ненавидеть, не видела и не знает. И ненависть с весельем совместить не может.

А вот карнавал – это понятно и это прикольно. В него молодежь и включилась, включилась так, как умеет – конкурсами и прочими бодиартами, выступлениями танцевальных ансамблей, в которых ханжам померешилось кощунство. Хотя девочки танцевали, скорее всего, не в цветах георгиевской ленты, а в символике одной из сотовых компаний. Когда георгиевские ленточки были массово введены в оборот, эту компанию мы и заподозрили во вбросе идеи в массы. Та и другая символика смешивались до степени неразличимости, и реклама компании, как, вероятно, посчитали ее маркетологи, получалась сверхкрутой. Теперь же это выстрелило в маленьких танцовщиц, которых, возможно, запретят, как и полосатых шмелей и пчел, дискредитирующих своей окраской георгиевскую ленту. Карнавал, одним словом, превратился в российской версии в балаган и ни во что иное превратиться не мог.

Но не молодежь в этом виновата. Виноваты авторы карнавальной концепции Дня Победы.

Будь этот день днем памяти погибших в той войне, не появилось бы ни крамольных тортов, ни разрисованных голых тел, потому что в день памяти такое не могло бы прийти в голову даже молодым. До 1965 года Победа не только не праздновалась, но этот день не был даже выходным, поскольку Сталин и Хрущев понимали, какой ценой победа досталась – ценой 30 миллионов жизней. Не смеются в такой день и не пляшут. Сегодня же получили то, что и должны были получить, пытаясь прикрыть громом той Победы сегодняшние заплатки на штанах. И когда карнавальный угар схлынет, послевкусие будет, видимо, еще более горьким.

Сергей Поленов