ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА ОСТАВИЛА ГЛУБОЧАЙШИХ СЛЕД В СЕРДЦАХ ЛЮДЕЙ. В ОДНОМ СТРОЮ СРАЖАЛИСЬ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ, СТАРИКИ И ДЕТИ. НО БЫЛИ В ЭТОЙ ВОИНЕ И ТЕ, БЕЗ КОГО НЕ ВЕРНУЛИСЬ БЫ ДОМОЙ МИЛЛИОНЫ БОЙЦОВ. ВОЕННЫЕ ВРАЧИ И МЕДИЦИНСКИЕ СЕСТРЫ – СЕСТРИЧКИ, КАК ЛАСКОВО НАЗЫВАЛИ ИХ СОЛДАТЫ. МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ С ДВУМЯ МЕДИКАМИ И ПОГОВОРИЛИ ОБ ИХ СЛУЖБЕ.
“Одной было тяжело”
Первая наша собеседница – Мария Семеновна Галицкова – родилась 2 апреля 1922 года в Свердловской области.
– Наше село Дымково было богатое, – вспоминает Мария Семеновна. – У многих были большие двухэтажные дома, и у нас в том числе. Скотины полон двор: две лошади, три коровы, куры, свиньи, овцы. Родители все время работали. А зимой отец ездил продавать мясо, муку, сало, масло.
Семья жила, не бедствуя, до 1930 года. А потом их вместе со многими другими односельчанами раскулачили.
– Выгнали нашу семью – 7 человек, включая пятерых детей, из дома, – рассказывает Мария Семеновна, – отправили в город, а на квартиры “кулаков” не особо-то пускали. И начались голодные годы: на детей выдавали 300 граммов хлеба, на отца – 700. Чуть позже старшие братья подросли и поехали в Нижний Тагил. Там им удалось устроиться на завод. Им предоставили комнату 12 метров, и мы, все 7 человек, стали жить в ней. А так как времени прошло достаточно, мы перестали считаться кулаками, отношение к нам изменилось, мы стали жить лучше. Я окончила медицинское училище. Мне всегда нравилось в больнице: там чисто, светло, врачи в белых халатах работают.
О начале войны Мария Семеновна услышала от женщины, которая бежала по дороге и вопила не своим голосом: “Ой! Ой! Война!”
– Мы сдали последний экзамен, и в возрасте 19 лет я была призвана в Ирбит (город тоже Свердловской области – Авт.) в 11-й запасный кавалерийский полк в звании лейтенанта медицинской службы, – вспоминает ветеран. – Там нас учили разбирать и собирать оружие, стрелять, ездить верхом на лошади.
В ноябре 1941 года Мария Семеновна попала на 3-й Украинский фронт. Выносила раненых с поля боя, Аказывала медицинскую помощь, затем бойцов отправляли в полевой госпиталь.
– Первый бой не помню совсем! – признается она. – Да и все они были похожи один на другой. Поначалу я одна вытаскивала раненых с поля боя. Я – маленькая, хрупкая, а солдаты все здоровенные, да еще оружие тащить надо было. Поэтому мне разрешили еще с одной девушкой ходить. Зима была холодная, и шинели плохо грели. Ели, когда была возможность. Могла подъехать полевая кухня, и тогда ели похлебку на мясном бульоне, но без мяса. А так – сухим пайком обходились. Сухари в кармане всегда были. Отдыхали редко. Когда идут бои – какой отдых! В 41-42-м годах всё на ходу делали, спали прямо на земле.
Позже Мария Семеновна служила в составе 115-й танковой роты, с ней прошла до конца войны, участвовала в освобождении Молдавии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Австрии. День Победы встретила в Вене. За все время, что она была на передовой, спасла сотни жизней наших солдат.
Мария Галицкова награждена Орденом Отечественной войны II степени, медалью “За победу над Германией”.
После войны Мария вернулась в Нижний Тагил. Чуть позже мужу дали квартиру в Ульяновске, и семья перебралась сюда. У Марии Семеновны есть сын, трое внуков, пятеро правнуков. Две внучки выбрали профессию врача. Сама же Мария Семеновна 42 года проработала в Ульяновской медсанчасти.
РАНЕНЫХ НЕСЛИ НА ПЛЕЧАХ
Елена Нифонтовна Тулаева – наша землячка, в годы войны она тоже выносила на своих плечах раненых бойцов.
– Я родилась в селе Погребы (ныне – это деревня в Цильнинском районе Ульяновской области) в 1920 году, – рассказывает наша собеседница. – Семья была небольшая: папа, мама, я и сестренка. Родители работали в колхозе, потом мама сильно переболела и занималась только домом. Хозяйство было большое, так что дел и так хватало.
Елена Нифонтовна ходила за три километра учиться в соседнее село Новоникулино. В 17 лет уехала в Ульяновск. В 1940 году окончила Ульяновское медицинское училище. По распределению попала в Куйбышев (Самару) медсестрой детского отделения Туберкулезного института. В начале Великой Отечественной войны в составе 100-й команды участвовала в развертывании военного госпиталя в Куйбышеве.
В конце декабря 1941 года в звании старшего сержанта девушка была направилена в Москву, а уже оттуда она попала в Полевой эвакогоспиталь №122 (ПЭП-122) – на Ленинградский и Волховский фронты. Работала на Военно-санитарном поезде №627, или, как его попросту называли, на “Летучке”.
– Нашей задачей было возить раненых с фронта в тыл, – вспоминает ветеран. – Я обслуживала 4 товарных вагона с ранеными, в каждом – по 40 человек. В вагонах были оборудованы полки в два этажа. Первое время приходилось очень трудно: не было ни постельных принадлежностей, ни матрацев, ни “уток”, ни воды, не хватало медикаментов и перевязочного материала.
Раненых чаще всего грузили ночью. Медсестры и санитары переносили их до вагонов на плечах, осторожно укладывали на пол вагона, откуда многие солдаты самостоятельно добирались до своих мест. Бойцы вначале получали сухой паек, воду брали из водоемов по пути следования. В 1942 году поезда оборудовали кухнями, и раненые стали получать горячее питание.
На остановках в пути, примерно за 20 минут, Елене необходимо было обойти все вагоны, узнать, в чем бойцы нуждаются, тепло ли им. Кроме оказания медицинской помощи, она занималась стиркой белья, бинтов, санобработкой раненых и помещений. И в редкие минуты отдыха она не сидела без дела: вместе с двенадцатилетним воспитанником, которого взял под опеку их эвакопункт, пели в вагонах под гармошку песни для раненых.
Во время блокады Ленинграда их санитарный поезд забирал раненых из района Ладожского озера. Под непрерывным артиллерийским огнем, при атаках вражеской авиации, медики продолжали делать свою работу. После освобождения от блокады Елена Нифонтовна служила в Ленинграде, в 2012-м военной госпитале.
Затем ее санитарный поезд был направлен в Белоруссию, а в конце 1944-го передислоцировался в Австрию, в город Бромберг. Елена Нифонтовна пробыла за границей до самой демобилизации – до 20 февраля 1946 года.
А 9 мая 1945 года встретила в Польше.
– Наша “Летучка” стояла около небольшого городка, названия уж не помню, – говорит Елена Тулаева. – Мы, несколько девушек, легли отдохнуть. И тут дежурный стучит в наш вагон: “Сестрички, вставайте, война кончилась!” И мы, как были в одних сорочках, так и выскочили на радостях! Что творилось! Кругом стреляют, пушки палят, паровозы гудят! Мы и опомниться не успели, как оказались на крыше вагона, и давай тоже из винтовок палить! А потом очнулись: “Ба! А как мы спускаться-то будем?” В итоге парни нас снимали, так стыдно было! А вечером собрались все на площади – были танцы, объятия и слезы радости.
После войны Елена Нифонтовна вернулась в родное село, а с 1947 года в течение 24 лет трудилась медицинской сестрой в Ульяновской областной больнице. Затем работала в Медсанчасти, в травматологическом отделении, потом – в поликлинике Автозавода. Оттуда и ушла на заслуженный отдых.
Елена Нифонтовна награждена Орденом Отечественной войны II степени, медалями “За боевые заслуги” и “За оборону Ленинграда”.
Переоценить подвиг медиков невозможно. Встречаются в истории Великой Отечественной такие цифры: именно медики вернули в строй 72,3% раненых, а также 90,6% больных воинов.
Вера МЕРКУЛОВА