В музее городского быта «Симбирск-Ульяновск конца XIX – начала XX века» приподняли подол старинного женского платья и обсудили деликатную, но очень волнующую тему – нижнее белье наших предшественниц. Своими элегантностью, изяществом и изысканностью оно превосходит большинство образчиков современной индустрии, стремящейся к минимализму.

Разместив у входа в музей афишу с предупреждением «Мужчинам вход воспрещен!», его сотрудницы заинтриговали всех. На самом деле двери музея открыты для всех, а эту фразу взяли из старинного плаката, который размещался у забора, отделявшего женский пляж от мужского: дамы и господа еще столетие назад купались порознь. Поэтому купальники даже закрытые, слитные, были весьма пикантной частью дамского туалета.

Главные «персонажи» выставки словно сошли с кадров знаменитых фильмов: «Унесенные ветром», «Женитьба Бальзаминова», «Гордость и предубеждение» это волнующие и обычно скрытые от глаз посторонних сорочки, панталоны, корсеты, тюрнюры, матине…

Полупрозрачные короткие то ли халатики, то ли накидки, богато расшитые кружевом и шитьем это и есть матине.

Дамы из богатых и зажиточных семей (понятно, что такое изысканное белье носили не крестьянки) затягивались в корсеты и наряжались в платья только после обеда, а в первой половине дня отдыхали в неглиже, набрасывая на тело эти самые матине. Только они могли быть сшиты из ткани любого цвета, все остальное белье у женщин было белым. И, конечно, дамы и портнихи располагали только натуральными тканями хлопком, батистом, шелком. Сочетая эти материалы с кружевом, тесьмой и прочей отделкой, они создавали настоящие шедевры.

Жительница Ульяновска Татьяна Василенко предоставила для выставки вещи, принадлежавшие женщинам, представительницам нескольких поколений в ее семье. Это нежнейшие сорочки и матине ее бабушки Анны Петровны Шевченко, часть из которых она шила сама, как и практически все ее современницы.

Любая уважающая себя девица из какой бы богатой семьи они ни происходила старалась сама сшить для себя такую красоту, рассказала Василенко. А моя бабуля была рукодельницей, и я точно знаю, что она шила сама. Мне приятно видеть, что ее матине выдержало испытание временем и сохранило свой цвет.

Эти вещи приятно просто в руках подержать, и можно представить, каково ощущать их на теле!

Завораживают старинные панталоны тоже из тончайшего батиста, с кружевами. Их полная противоположность панталоны советского времени, которым на выставке тоже определили свое место: популярных тогда розового и голубого цветов, с традиционным «огуречным» узором. Музейщики показывают и другие предметы интимного гардероба бюстгальтеры, комбинации, утягивающее белье, пояс для чулок, сами чулки в их разнообразии, вплоть до объекта вожделения модниц начала XX века фильдеперсовых, из хлопковых нитей особой выделки, придающей хлопку шелковистый блеск.

Есть здесь и предметы одежды, позволявшие дамам обманывать окружающих и создавать впечатление идеальной фигуры турнюры и корсеты. Один из корсетов имеет сразу два клейма: первое производителя из Франции, второе продавца-симбирянина, купца Кудряшова. Доподлинно известно, что покупали его для симбирского театра, и носили корсет актрисы.

Большое количество старинных фотографий дам в неглиже своего рода руководство по тому, в какой очередности одевались сорочки, рубашки, панталоны, нижние юбки, корсеты, турнюры… В зависимости от вида корсета этот порядок мог меняться, и дамы, а также их горничные, правила знали назубок. По традиции в день вернисажа сотрудницы музея вышли в стилизованных нарядах, и выяснилось, что под платьем у Ирины Лукьяновой корсет.

Эта одежда заставляет тебя выгнуть спинку и вести себя изящно, поделилась она своими ощущениями. Я считаю, наша выставка не только дает представление об истории нижнего белья, но и говорит об особенностях отношений мужчины и женщины в разное время. Кроме того, может быть, эта красота подскажет нам, что стоит оглянуться в прошлое и кое-что перенять у наших прапрабабушек?

После знакомства со старинными предметами туалета предлагают просмотреть видеосюжеты по истории нижнего белья от его возникновения в Древней Греции до современности, и заодно узнать, что кроется за крылатой фразой «красота требует жертв».

Анна Школьная