Ее голос знаком каждому, кто хоть раз слушал по радио или телевидению прогноз погоды для Ульяновска и области. Самый известный синоптик города о том, как спрогнозировать погоду в Ульяновске, о вере в народные приметы и о желании сделать прогноз, который непременно сбудется.
– О погоде говорить всегда интересно. Очень давно я в этой системе, но каждый раз как первоклассник, когда начинаю рассчитывать прогноз. Здесь каждый день – новая задача. Нужно хмурить лобик, чтобы вспомнить, а чтобы вспомнить – нужно знать. Сейчас в прогнозах внедряются достижения электроники, поэтому нужно анализировать. Электроника у нас шагнула далеко вперед.
Суточные прогнозы погоды у нас лучшие в мире.
– Машина может полноценно заменить человека хотя бы в сборе первичных метеоданных?
– На наших метеостанциях в 2010 году были установлены автоматизированные метеокомлексы (АМК), которые в автоматическом режиме передают метеорологические данные. А ведь еще в середине семидесятых мы не представляли, что такое ПК и очень странные представления имели об ЭВМ. Тогда синоптик рассчитывал карты быстрее, чем ЭВМ. Вообще, суточные прогнозы погоды у нас лучшие в мире. А прогнозы на более длительные периоды, на 5-10 суток, получше в Европе. Это связано с использованием более продвинутых моделей. Но машина есть машина, важен и опыт синоптика. Без понимания процессов сложно составить прогноз. На сайтах в интернете, например Гисметео и прочих, предоставляют погоду по мере своего понимания.
– То есть все-таки метеорология это еще и вопрос финансов?
– Да, конечно, сейчас много средств вкладывается в развитие метеорологии. В 1974 году, когда я только пришла, использовались, в основном, снимки облачных образований с американских спутников. Сейчас у нас используются серии снимков с геостационарных спутников, которые зависают над экватором и сбрасывают информацию в реальном времени. Эти снимки может посмотреть любой синоптик, да и простой человек в Интернете. Но, чтобы их понять (расшифровать), нужно обладать специальными знаниями. Одним из опаснейших явлений является грозовая деятельность. При грозах опасны шквалистые порывы ветра (когда в течение нескольких минут скорость ветра может достигать 30м/с и более), отмечатются сильные ливни и крупный град. Эти явления очень сложно спрогнозировать и, как правило, предусмотреть их можно не более, чем за 2-3 часа. Неоценимую помощь в этом оказывает метеорологический радиолокатор.
– На какой период вообще прогнозируется погода?
– Европейские прогностические центры составляют прогнозы термобарических полей до 15 суток, с периодичность в 6 часов. И в этом плане каждый день – это новые детали, а каждый прогноз – это открытие, небольшое, но открытие. В Ульяновском гидрометеоцентре, согласно госзаказу и техническим возможностям, составляются прогнозы погоды только на трое суток. Погода формируется не на «уровне носа» – в приземном слое атмосферы, а во всей толще атмосферы. Для этого необходимы данные метеопараметров, как минимум, до высоты 10-12 километров, которые нам предоставляют метеорологические зонды. Составление прогноза погоды – это расчеты физико-математических моделей и никакой романтики. При этом, используются и данные наземных метеостанций, в том числе и метеостанций Ульяновской области. Метеостанция – это специальная площадка, с установленными на ней приборами.
– Как обрабатываются данные с метеостанции?
– Всего на нашей планете установлено около 20 тысяч метеостанций. И все они должны в одно и то же время производить необходимые измерения. Все сроки измерений привязаны к мировому времени. Каждые три часа производятся такие замеры, информация обрабатывается, вносятся необходимые поправки. Данные наблюдений с метеостанции Ульяновской области поступают к нам, затем, в автоматическом режиме, в Самару и, далее, в Москву. В столице находится мировой центр, в который поступают данные со всего Восточного полушария. В мире всего три мировых центра, которые находятся в Москве, Вашингтоне и в Мельбурне. В них информация обрабатывается и в виде карт передается в прогностические центры, где и составляются прогнозы погоды.
Синоптик – обычный человек и очень хочет, чтобы как он сказал, так и было.
– Как составляется прогноз для Ульяновска?
– Чтобы рассчитать погоду в Ульяновске, требуется проанализировать данные о фактической ситуации от Северной Атлантики до Новосибирска и от Арктики до Северной Африки. Данные с такой территории необходимы для того, чтобы определить будет ли дождь в Ульяновской области или будет без осадков. Главная наша задача – предусмотреть опасные явления, чтобы предотвратить экономический ущерб, человеческие жертвы. Каждый прогноз регламентирован единой терминологией, т.е. каждое слово несет определенный смысл. Это позволяет оценить оправдываемость прогнозов в любой стране и в любом районе нашей планеты. Не оправдавшиеся прогнозы обязательно подвергаются разборам для выявления ошибки. Поймите, синоптик – обычный человек и очень хочет, чтобы как он сказал, так и было. К сожалению, не бывает стопроцентных прогнозов ни в экономике, ни в медицине. А прогнозы погоды – это очень сложная вещь, потому что атмосфера сложная система, зависящая от множества факторов.
– Не возникает желания посмотреть на улицу, когда делаешь краткосрочные прогнозы – погода-то ведь вот она, за окном?
-Еще в институте нам говорили, что синоптик должен сидеть в комнате без окон, чтобы не быть под психологическим давлением погоды, которую видишь за окном. Сложно при ясном небе ждать резкое ухудшение погоды.
– Над синоптиками принято смеяться за неверные прогнозы, а сами вы как относитесь к неточным прогнозам?
– Очень сложно, когда всю душу вложил в прогноз, а он не сбылся. На работу идти не хочется! Но я «забываю» о том, что говорила вчера. Иначе будет очень сложно составить новый прогноз.
– Как вы стали метеорологом?
– Диплом метеоролога я получила в Ленинградском Гидрометеорологическом институте. К сожалению, мало кто из моих однокурсников остался в гидрометслужбе. Так сложилась жизнь. Но наша профессия очень интересная и с этим согласны все, кто посвятил свою жизнь гидрометслужбе.
– А сейчас кто идет в метеорологи?
– Вот у нас здесь в этом и проблема – в Ульяновских ВУЗах не учат метеорологов. Поэтому с молодыми кадрами есть определенные сложности. Мы не можем просто взять любого специалиста с высшим образованием, нам нужен специалист метеоролог.
– Народные приметы пользуются популярностью у обывателей, вы хоть как-то за ними следите?
– Народная примета – это то, что человек видел качественные особенности погоды. Но у каждого человека свое восприятие: одному холодно, другому жарко, поэтому народные приметы глубоко субъективны. Ну а приметы из разряда «если лето жаркое, то зима будет холодной» не работают. В мире наблюдения за погодой проводятся около 300 лет, в Ульяновской области – более 100 лет. Можно было бы уже и просчитать на основе статистики. Но статистические методы не очень оправдываются. Только комплексный подход, основанный на инструментальных наблюдениях и законах физики атмосферы позволит улучшить оправдываемость прогнозов погоды.
Сергей Селеев