Об острых экологических проблемах Ульяновской области и путях их решения рассказал руководитель одной известной организации, член Экопалаты и Общественной Палаты г. Ульяновска Лев Михайлович Левитас.
Лев Михайлович, Вы принимаете активное участие в обсуждении проблем, связанных с рекой Свиягой, являетесь участником движения «За чистую Свиягу». Что, по вашему мнению, нужно сделать для того, чтоб переломить ситуацию с ужасным состоянием берегов реки в пределах Ульяновска?
Во-первых, для того, чтобы состояние берега нормализовалось, нельзя допускать сброс неочищенных ливневых стоков в водоем. Во-вторых, нужно исключить возможность сброса промышленных стоков, выяснить сбрасываются ли они. Важно категорически запретить складирование загрязненного снега в пойме реки.
Кроме того, для очистки берегов водоема нужно ликвидировать все несанкционированные свалки и разработать архитектурную концепцию освоения территории. Набережной Свияги необходимо облагораживание. Нужно либо выделить из бюджета на это деньги, либо раздать участки заинтересованным в данных территориях инвесторам. И самое главное, работать. Работать, не покладая рук, для достижения общей цели.
Вы упомянули ливневые стоки. Как-то Вы уже говорили, что каждый год ремонт дорог на улице Гончарова нужен как раз из-за «ливневки»? Так ли это?
Да, это так. Проблемная ситуация складывается из-за того, что ливневые воды, которые не удаляются с дорог приводят к разрушению асфальтного покрытия. Особенно остро эта проблемы стоит весной, когда температура за сутки может колебаться от плюсовой до отрицательной. Ночью вода, в том числе на дорогах, замерзает, а днем оттаивает. Как известно, вода при замерзании расширяется и разрушает все эти «ремонтные заплатки». По данным властных структур, в 2011 году было то ли представление прокуратуры, то ли решение суда о запрещении сброса ливневых вод через канализацию без очистки. Скорее всего, «ливневкой» никто не занимается. Я предполагаю, что сети сильно заилены. Многие приемные колодцы и решетки закатаны под асфальт, соответственно, вода, удаляясь с дорог не через ливневую канализацию, а течет по поверхности, собирает всю грязь и в таком состоянии попадает в водные объекты. Таким образом, это приводит к увеличению загрязнений водоемов нашего региона.
Вы являетесь членом Экологической Палаты уже достаточно долгое время. Как Вы считаете, нужен ли этот институт гражданского общества?
Институты гражданского общества, в принципе, нужны по всем направлениям. Я имею в виду Общественные Советы, Палаты и прочие организации. Самое главное для их функционирования – сотрудничество с властью. Очень важно, чтобы представители властных структур нашего региона прислушивались к общественным организациям и руководствовались их мнением по определенным моментам. К сожалению, чаще всего получается так, что какой-либо вопрос обсуждается на площадке конкретной общественной структуры, эта задача доводится до власти, а она в свою очередь принимает решение без учета мнения Советов и Палат.
В настоящее время много споров идет о необходимости проведения мониторинга ООПТ и сокращении их количества. Каково Ваше отношение к этому вопросу?
Я считаю, что такой мониторинг должен вестись постоянно. А сейчас важно четко представлять, какие особо охраняемые территории до сих пор являются природными, а какие давно перестали быть ими на самом деле и остались только на бумаге. По моему мнению, с территориями, которые уже нельзя назвать особо охраняемыми, необходимо проводить работу и решать их дальнейшую судьбу: восстанавливать их или выводить из ООПТ.
У руководителя ульяновского Росприроднадзора Александра Каплина достаточно четкая позиция по экологическим проблемам области. Скажите, Вы разделяете его мнение?
Я поддерживаю все то, что он сказал в своем интервью. Новых проблем не возникает. А те, что есть с длинной бородой…
Экологическая Палата Ульяновской области