Ассортимент продуктов в ульяновских магазинах начинает напоминать разнообразие поздних советских времен.
«Говядину давно уже не возим – дорогая и плохая стала», – объяснила оскудение прилавка в небольшом мясном магазинчике у моего дома продавщица. Чуть раньше в еще одном магазине говядина и вправду заметно подросла в цене и испортилась в качестве, а в другом хорошее мясо стало появляться заметно реже. И, чтобы его купить, теперь надо уточнять у хозяйки, когда привезут, или даже просить отложить кусок. Потому что сразу разбирают.
Попадающиеся на глаза официальные цифры происходящее подтверждают. «За январь-декабрь 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года сократился объем выпуска мяса и субпродуктов на 68,8 процента», – отмечается в одной из областных программ. Плакало местное мясо. Но ладно, если бы речь шла только о говядине.
«Дефицит?!» – именно с этим словом в последние месяцы все чаще приходится возвращаться из походов за продуктами по магазинам. Потому что есть маленький ребенок, которого хочется кормить свежим и полезным: нежирным мясом, овощами и фруктами. А еще желательно и разнообразным. Курицу, яблоки и капусту каждый день специалисты по детскому питанию не приветствуют.
Но чтобы обеспечить подобный рацион, обычное посещение торговой точки у дома и вправду приходится заменять «походом за продуктами». Идти сразу в несколько магазинов, да еще и на рыночек возле дома заглянуть. Или ехать в гипермаркет, или на Центральный рынок Что с ребенком на руках совсем уж неудобно.
И ладно бы дело было в погоне за низкими ценами. Но речь уже о поиске целого списка продуктов. Они, ставшие за последние годы вполне привычными, теперь начали с полок супермаркетов в спальных районах исчезать. Былой выбор фруктов и овощей уменьшился до нескольких наименований. Причем ассортимент этот, как и цены на его составляющие, все чаще одинаков даже в магазинах разных сетей. Как будто везут все с одного склада.
При этом на самом деле выбор есть. Ведь к праздникам эти же сети выкидывают на прилавки продуктов побольше и подороже. Если рискнуть с ребенком залезть в предпраздничную толкучку, можно и ухватить что-то для здорового питания.
Вылезать из нее приходится снова с мыслями о дефиците и прочей лексике позднесоветского периода. После посещения рынка, например, вспоминаются рассказы о валютных магазинах. Там все есть, но за такие деньги… Так и хочется высказаться: «Спекулянты!». А после визита в открытый с помпой продсклад – магазин низких цен – перед глазами встает ассортимент из «Овощей-фруктов» горячевских времен. Ненароком начинаешь по отношению к закупке продуктов питания употреблять агрессивное «достать» вместо нормального «купить». И рапорты торговых сетей о том, что они с февраля заморозили цены на социально значимые продукты и поднимать их не собираются, хотя сроки «заморозки» уже истекли, выглядят нелепым маркетингом. Это тоже из недавнего прошлого, когда на бумаге все было дешево, а на прилавках почти ничего не было.
Лидия ПЕХТЕРЁВА