Власти Ульяновска дают добро на строительство многоквартирных домов на участках, предназначенных под индивидуальное жилье, что создает повышенную нагрузку на инженерные коммуникации и уродует архитектурный облик города. Все чаще такие стройки вызывают конфликты между собственниками соседних земель.
С недавних пор получить участок под строительство многоквартирного жилого дома можно только по результатам открытого аукциона. Это хлопотно и дорого. Поэтому застройщики и просто желающие заработать строят квартиры в частном секторе, предварительно скупив один-два дома с землей Деревянные дома сносят, и тут же на их месте начинают расти этажи. Естественно, о соблюдении нормативов градостроительного проектирования в этом случае речи не идет: не обеспечиваются потребности в инженерных сетях, отсутствуют автомобильные парковки, детские площадки, инфраструктура, необходимая для многоквартирных домов.
Впрочем, даже несмотря на это, квартиры в таких «неправильных» домах пользуются высоким спросом. Главным образом – за счет сравнительно низкой цены, которая обеспечивается как раз из-за невыполнения многих строительных норм.
Застройщики стараются продать «квартиры» в таких зданиях еще на этапе их строительства – по предварительным договорам купли-продажи. После завершения объекта продаются доли в праве собственности на дом и земельный участок под ним – по договорам купли-продажи. Затем покупатели обращаются в суд с требованием выделить эти доли в натуре. На основании положительных судебных решений по этим делам Бюро технической инвентаризации вносит соответствующие изменения в технический паспорт дома. После этого право собственности оформляется уже на отдельные жилые помещения.
Впрочем, строительство многоквартирных домов на месте частных домов может вестись и с разрешения властей, как это происходит по 2-му переулку Маяковского. Появление на соседнем участке четырехэтажки вызвало совершенно обоснованное недовольство жителей частных домов, люди обратились с жалобой в прокуратуру, а та – в суд. В своем иске прокурор Ленинского района указал на то, что в соответствии с Генеральным планом Ульяновска участок под новостроем расположен на территории коттеджной и усадебной застройки, где допускается строить только одноквартирные дома в один-два этажа. Однако при принятии решения суд руководствовался мнением горадминистрации, которая указала на существование Правил землепользования и застройки (обладает меньшей по сравнению с Генпланом силой), которые допускают строительство в зоне и «иных объектов». По словам жителей соседних домов, разрешение мэрией выдавалось на строительство двухэтажного дома, а построен – четырехэтажный.
Николай ГЕНИН