В Винновской роще сильно пахнет нефтепродуктами. Очистные сооружения, построенные несколько лет назад, не работают, а дело, возбужденное против найденных виновников загрязнения, оказалось «спущенным на тормозах».

P1020394

Пахнет земля, пропитанная нефтепродуктами.

Нефтяной запах начинает ощущаться буквально через пару сотен метров от начала спуска в овраг Винновки, а при подходе к бывшему пруду, расположенному внизу парка, становится настолько стойким, что долго находиться в этом месте парка просто невозможно.

P1020370

Источник запаха найти оказалось несложно. Он буквально под ногами — пахнет земля, пропитанная нефтепродуктами. Маслянистые разводы видны и в зеркале воды на заболоченном участке, заваленном ветками, оставшимися после недавних рубок деревьев и кустарников. Ситуация в точности повторяет историю семилетней давности, несмотря на то, что с тех пор с загрязнением пытались бороться с помощью очистных сооружений. Сооружения эти сохранились и поныне за остатками забора из зеленого штакетника, но, как оказалось, уже не работают.

На поддержание работы очистных сооружений в бюджете министерства деньги в этом году не заложены.

Как нам пояснили в министерстве с/х и экологии области, на поддержание работы очистных сооружений в бюджете министерства деньги в этом году не заложены. Следовательно, за очистными сооружениями никак не ухаживают, хотя в них надо заменять фильтры. По словам директора департамента природных ресурсов и экологии министерства Амира Галяутдинова, департамент обращался к областному министерству финансов с просьбой поддержать финансированием работу очистных сооружений в Винновской роще, но пока решение принято не было. Главный эколог области Дмитрий Федоров выражается более категорично: «финансирования не будет». На практике это означает, что в Винновке все так же будет пахнуть нефтью, причем особенно сильно весной.

P1020387

«Как снег сошел, стало просто невыносимо!» – отмечает жительница одного из ближайших к Винновке домов Алла и добавляет, что из-за резкого запаха многие местные жители отказались от традиционных походов в рощу за водой из двух обустроенных родников. По словам других постоянных посетителей рощи, сильный запах нефтепродуктов отмечался внизу Винновки и прошлой осенью.

Источник загрязнения никуда не делся.

Причины этой сезонности удалось выяснить у главного эколога Ульяновска Данилы Урдина. По его словам, в то время, когда поднимается уровень грунтовых вод, вода подпирает «нефтеносную» линзу и на поверхность выходит «чистая солярка». Летом же, когда жарко, происходить выход парафинов, что, теоретически, может приводить к снижению интенсивности запаха. Но не к снижению общего уровня загрязнения — он, судя по всему, остается очень высоким, что напрямую указывает на то, что источник загрязнения никуда не делся. Что же это?

Ответ на этот вопрос был практически найден еще семь лет назад, когда областным экологам выделялись деньги на проведение соответствующего исследования. Тогда специалисты пошли по нефтяному следу, буря контрольные скважины, и этот след привел буквально к забору РЖД. По словам экологов, за забором находится площадка, на которой с составов сливали остатки горючего и промывали их. Затем «отработка» складировалась в закопанных резервуарах. Во второй половине 2000-х на этой площадке РЖД произошел пожар, после которого и началось загрязнение.

P1020380

Казалось бы, в рамках исследования практически удалось доказать существование линзы, загрязняющей парк (имеющий, кстати, статус особо охраняемой природной территории), и в прямом смысле слова выйти на потенциальных виновников загрязнения. По этому поводу областными экологами было получено авторитетное заключение, а по факту возможного нарушения природоохранного законодательства следственным комитетом было возбуждено дело.

Но… Пока шли изыскания, начался новый бюджетный год, в котором финансирования на продолжение поисков (уже в рамках следственных действий) заложено не было. Так как данных разведочного бурения на территории РЖД, которое доказывало бы существование нефтяной линзы, не оказалось, следователям пришлось полагаться на косвенные данные — запрос документов и осмотр. Наземный осмотр подземных резервуаров ничего не дал, а в качестве оправдательных документов РЖД предоставило следствию акты списания этих самых резервуаров, в которых (под землей) хранились нефтесодержащие отходы.

Следствие приостановили за недоказанностью, затем возбудили снова, отправив на доследование, но опять приостановили.

P1020382

На этом все и закончилось, причем еще в 2011 году. Следствие приостановили за недоказанностью, затем возбудили снова, отправив на доследование, но опять приостановили. Какова ситуация с поиском виновных сейчас, нам выяснить не удалось — в областной природоохранной прокуратуре нам сообщили, что дело в отношении РЖД было прекращено окончательно, в министерстве заявили, что материалы дела остались, но не были применены, а в городской администрации утверждают, что следствие лишь приостановлено.

Временные очистные сооружения стали фактически постоянными.

В итоге ситуация с загрязнением стала перманентной — временные очистные сооружения стали фактически постоянными, так как источник загрязнения не ликвидирован, природоохранная прокуратура ежегодно запрашивает областное министерство о принятии мер реагирования, а нефтяные отходы все так же просачиваются и наполняют рощу зловонным запахом.

Как отмечает бывший глава Госэконадзора Константин Долинин, на момент начала строительства рассматривалось два варианта исполнения очистных сооружений. Один предусматривал бактериологическую очистку, но от него министерство отказалось, а второй — очистку с помощью фильтров, что требует дорогостоящего обслуживания очистных. Именно этот вариант и был реализован, и оказался напрямую привязан к финансированию работ. Цепочка простая – «нет денег – нет фильтров – нет очистки».

И сейчас работает именно эта цепочка, то есть ничего не работает. Ситуация полностью вернулась в свой начало — опять вонь, опять не находятся виновные, опять непонятно что делать.

P1020388

Главный эколог области утверждает: «Будем дальше работать с правоохранительными органами по восстановлению нарушенного природного комплекса» и добавляет, что рассматривается вариант подачи к РЖД иска о причиненном ущербе. Впрочем, в успешности такого плана господин Федоров и сам сомневается, так как из-за того, что виновные официально не выявлены, иск могут просто не принять.

Данила Урдин рассматривает другой вариант — поиск виновных через иск по заявлению какой-либо общественной организации. «Дело стоит» – признает господин Урдин.

Стоит не только судебное дело, без дела стоят и дорогие очистные сооружения. А Винновка продолжает пропитываться нефтепродуктами – как сообщали в 2011 году, земля каждый день там вбирает 50 литров нефти…