С 1 июля повышаются тарифы на коммунальные услуги. Этим летом формально тарифы в среднем вырастут на 8,5%, но (фактически) многим жителям придется платить за ряд коммунальных услуг по сравнению с началом года почти на треть больше.
Тарифы на тепло для населения в регионе увеличатся на 8,8%, на воду — на 8,5%, а на электричество – на 8,7%.
Как нам сообщили в региональном министерстве экономики, с 1 июля тарифы на тепло для населения в регионе увеличатся на 8,8%, на воду — на 8,5%, а на электричество – на 8,7%. С газом пока не понятно — соответствующее распоряжение не принято, но в министерстве утверждают, что рост тарифа на газ будет составлять около 7,5%.
В этой связи стоит отметить, что на этот раз регион решил поднять тарифы настолько, насколько это вообще возможно. Дело в том, что предельный рост тарифов по каждой из коммунальных услуг ежегодно устанавливается Федеральной службой по тарифам. Как несложно догадаться, предельный рост тарифов для Ульяновской области в соответствующих документах совпадает с цифрами повышения, принятыми региональным министерством экономики, — 8,8% для тепла, 8,5% – для воды, и рост с 2,96 до 3,22 рубля за киловатт-час для электричества, что составляет 8,78%. По газу соответствующего документа служба по тарифам не разрабатывала, но в этом случае должен работать второй механизм ограничения роста тарифов на коммуналку — ограничение предельного индекса изменения размера «коммуналки».
Сфера ЖКХ оказалась нагружена запущенными не столь давно программами повышения энергоэффективности.
Соответствующее ограничение призвано контролировать предельный рост не каждой коммунальной услуги по отдельности, а их совокупности. Согласно региональной нормативной базе, в 2014 году этот индекс устанавливался жестко и составлял 4,9%, а с 2015 (в полном соответствии с постановлением Правительства РФ) рассчитывается по формуле, учитывающей инфляцию и специальный региональный коэффициент. Несложно понять, что в нынешних условиях это ограничение получилось не столь жестким, как в прошлом, что позволяет поднимать тарифы на максимально разрешенную величину без боязни переступить через предельный индекс роста цен, который хоть и установлен на уровне ниже инфляции, но выше, чем в прошлом году.
При этом сфера ЖКХ оказалась нагружена запущенными не столь давно программами повышения энергоэффективности, которые требуют дополнительного финансирования. Очередное (после введения энергосервисных контрактов) масштабное решение было закреплено в самом конце прошлого года внесением изменений в ряд федеральных законов. Суть решения проста — введение повышающих коэффициентов к нормативам для тех, кто проживает в жилье, не оборудованном приборами учета соответствующих коммунальных ресурсов. Полученные дополнительные деньги планировалось пускать целевым образом на мероприятия по повышению энергоэффективности, а само введение повышающих коэффициентов, согласно замыслу разработчиков постановления, должно подстегнуть собственников к установке приборов учета, попросту — счетчиков, что тоже является одним из мероприятий по энергосбережению.
Убить двух зайцев одним выстрелом сразу не удалось — регионы столкнулись с тем, что (как это часто бывает), федералы забыли урегулировать порядок перечисления дополнительных средств, полученных за счет введения коэффициентов, которые декларировались как целевые, а также не продумали вопрос того, как можно массово проверить жилой фонд на соответствие критерию «техническая возможность установки приборов учета».
Повышающие коэффициенты должны действовать только для того жилья, где есть техническая возможность установки счетчиков.
Суть в том, что для реализации задумки регионы должны были принять в дополнение к действующим нормативам еще одни, в которых был бы учтен повышающий коэффициент — 1,1 до июля 2015 года, 1,2 — с июля до конца 2015 года, 1,4 — в первом полугодии 2016 года и так далее, вплоть до повышения нормативов в 1,6 раза с 2017 года. При этом повышающие коэффициенты должны действовать только для того жилья, где есть техническая возможность установки счетчиков, и которые попадают под действие программы повышения энергоэффективности по критерию объемов потребляемых услуг (подводимая электрическая мощность, давление в водопроводе и т.д.). Очевидно, что несмотря на то, что соответствующая методика определения «технической возможности» действует с 2011 года, быстро провести массовую инвентаризацию жилья невозможно. Кроме того, возникает вопрос о том, как быть в случае, если техническая возможность установки счетчиков вдруг появляется (например, после замены системы водоснабжения).
Из-за того, что общего ответа на эти вопросы не было, министерству строительства и ЖКХ РФ пришлось спустить в регионы пояснения, в которых расписывался алгоритм действий. При этом произошло это в марте месяце, когда большинство регионов (и Ульяновская область в том числе) уже успели принять повышенные нормативы с учетом заложенного в них коэффициента.
В Ульяновской области соответствующие нормативы были приняты в конце января, а действовать начали с 1 февраля, как и во многих других регионах РФ. То есть, для тех собственников, которые платят за коммунальные услуги по нормативам, с 1 февраля эти нормативы увеличили на 10%. Это если «существует техническая возможность». А если нет?
В этом случае собственник должен действовать по алгоритму, разработанному и принятому на федеральном уровне еще в 2011 году, – вызвать представителя ресурсноснабжающей организации, провести замеры, составить акт о технической невозможности установки приборов учета и платить по нормативам без учета повышающего коэффициента. Которые, кстати, с августа 2012 года в регионе не менялись.
Подавляющее большинство жителей области на момент начала действия повышенных нормативов про них просто не знало.
Как нам сообщили в городском контакт-центре, фактов обращения жителей для установления технической невозможности установки счетчиков с целью избежать повышающего коэффициента фактически не было. Всей работой по установлению возможности/невозможности занимаются рабочие группы при муниципальных комитетах ЖКХ, а также комиссия при региональном Минстрое. То есть, подавляющее большинство жителей области на момент начала действия повышенных нормативов про них просто не знало, да и фактическое повышение стоимости соответствующих услуг на 10% изначально почти никто не заметил, благо основную строку «отопление» оно не затронуло.
Заметить повышение помогли моментально расплодившиеся конторы по установке счетчиков.
Заметить повышение помогли моментально расплодившиеся конторы по установке счетчиков, которые в своей рекламе активно напирали на рост нормативов. И не забывали одновременно повышать цены, что привело к тому, что (по сравнению с началом года) стоимость установки банального счетчика воды в среднем по Ульяновску выросла почти в два раза.
Вероятно, вырастет и дальше, так как с июля повышение нормативов для квартир без счетчиков окажется гораздо более значимым — нормативы для плательщиков, у которых есть техническая возможность установки, но нет счетчика, увеличатся на 20%, что в совокупности с ростом тарифов приведет к тому, что цифры в платежке напротив строчек «водоснабжение» и «электричество» увеличатся более, чем на 30%. И это уже достаточно серьезный стимул для того, чтобы либо установить счетчик, либо для того, чтобы доказать, что для его установки нет технической возможности. Судя по всему, это и есть энергосбережение в действии.