Полуспортивный автомобиль стал дипломным проектом студентов пятого курса специальности «Автомобиле- и тракторостроение» инженерно-физического факультета высоких технологий.
С сентября они занялись проектированием своего автомобиля с применением 3D-технологий, а на производственной практике приступили к изготовлению деталей и сборке машины. Подробнее об этой работе нам рассказал её идейный вдохновитель, руководитель кафедры проектирования и сервиса автомобилей, профессор Альберт ХУСАИНОВ.
– История подобных проектов началась в США в 1978 году, когда Сообщество автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers, SAE) впервые организовало студенческие инженерные соревнования – “Formula Student”. Они проходят до сих пор. По замыслу соревнований команда студентов университета становится инженерной компанией, которая должна разработать, построить, испытать прототип автомобиля. Испытание для команд – сама постройка машины, которая сможет успешно пройти все дисциплины на соревнованиях. При этом команда должна предоставить конструкторскую документацию на проект и доказать, что применяемые технические решения являются оптимальными. Проект стал “кузницей кадров”. Ведущие специалисты “Формулы-1” выросли на этих соревнованиях. Многие университеты мира ввязались в эту “драку” – ежегодно проводится множество соревнований. В России все только начинается: пока заявили о своем участии в соревнованиях не более десятка университетов. Мы к таким соревнованиям пока не готовы и решили сделать для начала что-то попроще – сконструировать багги на базе списанной машины. Ребята разобрали ее и сотворили проект в 3D-программе, а в феврале перешли к постройке автомобиля. Мы закупили специальное оборудование, для того чтобы гнуть и резать трубы, – студенты сами занимаются этим, хотя некоторые раньше не держали в руках и “болгарки”. Сначала они работали в подвале, но дверь помещения оказалась слишком узкой. Мы обратились в центр молодежного инновационного творчества “Воплощение” и теперь трудимся там. На территории этого центра мы проводим и испытания автомобиля. В июне планируем доработать его, хотя он уже ездит – осталось только доработать “экстерьер”.
Студенты получают образование, мало соприкасаясь с производством. Трудоустроившись, выпускники часто слышат фразу “Забудьте все, чему вас учили в университете”. Мы решили сократить этот разрыв.
– Такой проект не испугал студентов? Или они сразу взялись за него с энтузиазмом?
– “Глаза боятся, руки делают”. В начале года я спрашивал третьекурсников – хотели бы создать свой автомобиль? И они тогда ответили, что это им не под силу. А в конце года, когда они увидели реальные результаты студентов пятого курса, тоже загорелись желанием. Четверокурсники уже проектируют свой автомобиль, хотя у них курсовое проектирование будет только осенью.
Если раньше, работая над дипломными проектами, студенты особенно не вникали в конструкцию автомобиля, то сейчас они делают его своими руками. Такие выпускники точно нужны на производстве. Конечно, если заниматься этим серьезно, то нужны серьезные вложения и оборудование. Создание машины с нуля – это несколько миллионов рублей. Один сварочный стапель, без навесного оборудования для него, стоит триста тысяч. Мы пока занимаемся сваркой на полу, без всякого стапеля.
– Вы планируете участие в каких-либо конкурсах?
– По регламенту «Formula Student» есть российский этап. В будущем мы обязательно примем участие на московском этапе, а затем и на этапах за рубежом, ведь соревнования проводятся по всему миру: в Японии, Китае, Австрии, Германии, США и т.д. А на уже построенной машине мы планируем принять участие в соревнованиях по Ульяновской области.
– А у вас не возникает проблем с ГИБДД? Этот автомобиль не требует регистрации?
– Мы сделали что-то среднее между гоночным и спортивным автомобилем. На спортивных машинах выезжать на дороги общего пользования запрещено, на соревнования их возят в специальных прицепах. Но если бы мы планировали ездить по дорогам общего пользования, то, конечно, нам нужно было бы зарегистрировать машину в ГИБДД, а для этого получить допуск к эксплуатации. Спортивный автомобиль должен соответствовать только регламенту соревнований, для которых создан. Благодаря поддержке ректората теперь каждый год старшекурсники автомобильной специальности будут собирать свой автомобиль.
Справка “Вестника”
Багги (англ. buggy — кабриолет, легкая коляска) – облегченный спортивный автомобиль для автокросса. История багги начинается в 1950-х гг., когда появились необычные автомобили, быстро мчащиеся по песку и грязи и преодолевающие всевозможные препятствия. Без крыльев, без облицовки, иногда и без кузова, они выглядели некрасиво, но функционально. На автомобильных кладбищах можно было найти все необходимое для их изготовления, что особенно привлекало молодежь. Сначала это были автомобили, более предназначенные для туризма, чем для спорта. На них устанавливали фары, зеркала, стеклоочистители, бамперы и т. п. Но постепенно все лишнее, мешавшее гонкам, снималось, и, наконец, багги приобрели современный вид. Вскоре стали проводиться и официальные соревнования на багги. Поскольку понятие “автокросс” включает различные соревнования по бездорожью, от любительских и клубных в заброшенном карьере до мастер-рейда Париж – Дакар, то и весь класс этих машин весьма разнообразен, начиная с прогулочных, одно- и двухместных гоночных до тяжелых рейдеров. В конструкции багги высокие технологии сочетаются с простейшими решениями: сверхмощные компактные двигатели и простейшие втулки или тросы приводов, протянутые от педалей.
Елена ПЛОТНИКОВА