27 мая Центральный банк России приостановил действие лицензии компании «Росгосстрах» по продаже полисов ОСАГО. С 28 мая компания прекратила продажу полисов на территории Ульяновской области. Нужно ли радоваться тому, что «зло» наконец-то наказано?

Зависли на полдня

Центральный банк принял решение приостановить действие лицензии из-за того, что «Росгосстрах» не смог исполнить предписание по устранению нарушений, в частности, не применял коэффициент «бонус-малус», который дает скидку в случае безаварийного вождения. Страховщик был лишен права продавать новые полисы и изменять условия уже проданных, но он не освобожден от ответственности по уже заключенным договорам.

Сотрудники ульяновского филиала ООО «Росгосстрах» прекратили продажу полисов ОСАГО только 28 мая, хотя решение о приостановке лицензии вступило в силу с момента публикации очередного “Вестника Банка России” в 12.00 27 мая. Поэтому большой вопрос, будут ли действительными договоры, которые были заключены после 12 часов 27 мая. Мнения по этому вопросу разделились.

Источник в компании «Росгосстрах» сообщил, что, по их мнению, все проданные полисы действительны, по ним компания готова нести ответственность. Хотя, если автовладелец придет и потребует вернуть ему деньги за этот договор, это будет сделано без каких-либо проблем. Официальные представители ЦБ и РСА придерживаются иного мнения: продажи следовало прекратить в момент выхода “Вестника Банка России”. При этом поступило официальное распоряжение руководства компании о том, чтобы временно не вводить полисы, проданные в течение 27 мая, в систему. Бланки ОСАГО, которые выданы на руки агентам, будут изыматься – в компании опасаются мошенничества и возможных санкций ЦБ.

«Росгосстрах» намерен оперативно решить проблему с лицензией еще и из-за того, что у компании есть выигранные тендеры на страхование автотранспорта юридических лиц, но заключить договоры с ООО «Росгосстрах» они уже не могут. Поэтому сейчас решается вопрос переоформления документов для того, чтобы эту операцию можно было сделать от другого юридического лица – ОАО «Росгосстрах», которое также имеет лицензию на страхование ОСАГО. Стоит отметить, что юридические лица страховались без так называемых «допов» – дополнительных к ОСАГО договоров страхования от несчастного случая либо имущества.

Ситуация с навязывание дополнительных услуг к договору ОСАГО имела место в большинстве страховых компаний уже в течение двух лет. И не прекратилась даже после повышения цен на ОСАГО. «Кросс-продажи» – когда сотруднику нужно было в обязательном порядке для учета в плане продаж и получения премии к договору ОСАГО продать еще какой-либо договор страхования (от несчастного случая, от укуса клеща, страхование имущества и т.п.) – почти по всех компаниях являются негласным требованием руководства. И нарушение этого требования возможно только в исключительных случаях. Конечно, есть механизмы, которые позволяют отказаться от покупки дополнительных услуг, но не каждый о них знает. В частности, с помощью написания заявления на страхование, либо, как это было возможно в «Росгосстрахе», через последующее (в течение трех дней) расторжение дополнительного договора страхования от несчастного случая.

Полис как символ всеобщего страдания

Стоит вспомнить, с чего началось повальное навязывание дополнительных услуг к договорам ОСАГО. 2010-2013 годы – это период массовых автоподстав, когда в течение года можно было дважды «отбить» стоимость своего автомобиля с помощью страховых выплат. Убыточность ОСАГО, например, в Ульяновской области была одной из самых высоких по России – порядка 90 процентов. Под этим предлогом в 2013 году большинство страховых компаний стали обязывать своих сотрудников продавать «допники» к договорам ОСАГО. Некоторые компании, которые не успели перестроится, пришли к банкротству и лишению лицензий (например, ОСАО «Россия»). Федеральная служба по финансовым рынкам (ее функции позже были переданы Центральному банку) которая осуществляла надзор за страховым рынком, видя, как страдают страховые компании, закрывала глаза на эту ситуацию. В итоге цены на ОСАГО поэтапно были повышены, но продажа «допов» не прекратилась. Пришла очередь страдать автовладельцам, которые стали направлять жалобы в Центральный Банк, в Роспотребназдор и ФАС. Различные политические силы также использовали ситуацию для своего пиара. В конечном итоге регулятор послал серьезный сигнал всем участникам страхового рынка.

Приостановка лицензии крупнейшего страховщика породила настолько нестандартную ситуацию, что большинство участников толком не знают, что и как нужно делать. По словам сотрудников, если в течение следующей недели не будет решен вопрос о возобновлении лицензии, то одним из методов решения проблемы будет дополнительный запрос полисов у Российского союза автостраховщиков на другое юридическое лицо – ОАО «Росгосстрах». До сегодняшнего дня в Ульяновской области с помощью полисов, выписанных через ОАО «Росгосстрах» страховался транспорт силовых ведомств, в то время как основной потом страховок шел через ООО «Росгосстрах». Однако этот вариант будет сложно реализовать, поскольку у ОАО «Росгосстрах» очень мало бланков. Квота РСА для этого юридического лица – всего 17 000. Одобрение запроса дополнительных бланков занимает в среднем от двух недель до одного месяца. При этом страховшику нужно будет внести дополнительные отчисления в компенсационный фонд РСА и заплатить 4000 рублей за каждый полис, сверх уже выделенной квоты (у ООО «Росгосстрах» квота составляет 5 миллионов полисов). Технически этот вариант возможен, но для компании он будет очень затратным.

Передел рынка

Запрет «Росгосстраху» на заключение новых договоров может привести к значительному перераспределению рынка ОСАГО. Однако, если запрет будет действовать длительный срок, этот процесс будет сопровождаться дефицитом полисов и трудностями с покупкой полисов. По данным аналитического портала «Страхование сегодня», доля ООО «Росгосстрах» по договорам ОСАГО в Ульяновской области в 2014 составила около 40 процентов. Одномоментный вывод с рынка такого большого игрока не может не сказаться негативно на ситуации. Согласно данным РСА, в Ульяновскую область за четвертый квартал 2014 года в 16 страховых компаний было направлено 62 256 полисов ОСАГО. Из них 35 000, то есть 56,5 процента от общего числа, в филиал ООО «Росгосстрах». В первом квартале 2015 года ситуация не слишком изменилась в 20 страховых компаний было направлено 70 136 полисов, из них 36 000 – в Росгосстрах (51,3 процента от общего числа).

Запрос нужного количества полисов ОСАГО в большинстве компаний производится по формуле, в которой учитывается остаток полисов на складах, количество застрахованных за аналогичный период прошлого года и закладывается небольшой процент на порчу бланков.

Osago

Страхование в «Росгосстрахе» осуществлялось по предварительной записи, в день заключалось несколько сотен договоров. Автовладельцы, которым отказали в страховании из-за приостановки лицензии, не знают, что делать. Уже 28 мая пошли первые сообщения, что они начинают звонить в ульяновский Центробанк с просьбой разъяснить, что им делать и куда идти страховаться. С введением единой базы РСА можно страховаться в любой страховой компании, даже не нужно брать у предыдущего страховщика справку о безаварийности. По словам представителей нескольких страховых компаний, проблем с полисам возникнуть не должно. Но что делать жителям тех территорий, в которых, кроме «Росгосстраха», полисы ОСАГО никто не продает? Пока его конкуренты имеют шанс занять эти районы, автовладельцы же продолжают страдать.

Сергей Селеев